Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня такой день, когда мы начали подготовку к Великому посту, когда начались богослужения Постной Триоди. Сегодня Неделя о мытаре и фарисее, называемая так потому, что евангельская притча, которая читалась сегодня за литургией и перефразировалась, пересказывалась многократно в богослужении сегодняшнего дня, – это притча о мытаре и фарисее.

Именно с нее мы начинаем подготовку к Великому посту, снее начинаем настрой на Великий пост.Великий пост – это такое время, когда православные особенно удобно могут пофарисействовать, хотя должны бы чувствовать себя мытарями. Потому что фарисейство православное заключается в том, чтобы соблюдать лучше других людей, в том числе и православных христиан,какие-то внешние обряды, которые, однако, необходимы, действительно, но при этом не заботиться о внутреннем своем изменении.

В Церкви мы нуждаемся для того, чтобы меняться внутренне. В Церкви пребывают реально, а не только внешне, лишь те люди, которые работают над собой, и только для этого им нужна получаемая помощь Божия в Церкви. А работать над собой ни один нормальный человек не хочет. Если уж он, действительно, это делает, то значит, он понимает, что иначе нельзя. То есть он, действительно, вынужден, потому что понимает свое состояние, понимает, что оно совершенно недопустимо, не хочет с ним мириться. То есть он должен себя сознавать мытарем.

Но вот легко попасть в такую ловушку, когда вместо реальной работы над собой мы получим суррогат этого и удовлетворимся. Вместо того, чтобы меняться внутренне, мы изменим какие-то внешние манеры своего поведения. Например, научимся соблюдать пост, может быть, даже строго научимся его соблюдать. Это ведь, действительно, надо делать. Научимся ходить в церковь, соблюдать прочие обряды – научимся, в общем-то, полезным вещам.

Но мы будем полагать цель своей жизни не в том, чтобы с помощью этих полезных вещей получить то, для чего они и предназначены, потому что все это средство, а не цель, а цель – наше внутреннее изменение. Они сами по себе станут нашей целью, вернее, средством, но чего-то совсем другого – того, чтобы чувствовать себя состоявшимся человеком, не зря занимающимся чем-то, не зря живущим, и, может быть, даже прямо для того, чтобы чувствовать себя лучше других, которые ничего этого не делают, или делают, но не так хорошо, как мы.

Вот это и есть духовное устроение фарисея.Когда ты просто обладаешь внешними навыками благочестивой жизни — сами по себе они при этом, действительно, нужны — и ценишь их сами по себе, за то, что ты ими обладаешь, а другой ими не обладает. На самом деле, навыки эти нужны для того, чтобы нам каяться и меняться. И вот сегодня мы особенно можем подумать о том, сколько в нас фарисейского, и еще подумать о том, что готовясь к Великому посту, мы не должны готовиться к фарисейству, к тому, чтобы соблюдать что-то такое особенное (а Великий пост – это действительно что-то особенное) и к этому свести свое великопостное пребывание.

Надо думать, конечно, об ином: думать о том, как нам измениться. Первое, что мы должны сделать в ближайшие недели, подготовительные к Великому посту, пока еще он не начался, — это подумать, как освободитьдля себя время в Великом посту. Оно подумается само, если мы только настроимся на то, чтобы подумать. А вот как настроиться? Это самое главное, что мы должны делать уже прямо сейчас.

Надо вспомнить о тех наших вечных ценностях и идеалах, ради которых мы в Церковь пришли, ради которых мы в Церкви находимся – получить Царствие Небесное по окончании нашей земной жизни. Надо настроиться на это, вспомнить об этом. И на фоне этого посмотреть на то, чем я занимаюсь сейчас.

Может быть, получится, что и даже что-то такое нужное я делаю, но оно нужное сейчас и ненадолго. Поэтому не так это серьезно и важно. Уж не говоря о том, что многое окажется просто ненужным. Если так, то мы сможем немножко остановиться, затормозить и перевести дух в этом постоянном бегании жизненном. Мы, как белка в колесе, крутимся в каких-то бесконечных наших заботах и тому подобном. И вот надо смотреть на себя со стороны — и как только это удастся, мы сразу перестанем так глупо крутиться.

Можно как-то перевести дух, оглядеться и лучше понять, чего нам в жизни надо. Вот это особенно важно для того, чтобы делать это прямо сейчас. Прямо сейчас мы уже можем посмотреть на себя со стороны, задуматься, немножко перевести дух и помолиться. Для этого нам нужна сегодняшняя неделя. Даже от поста нас так удачно освобождают на этой неделе тоже для того, чтобы мы могли не брать на себя никаких забот, кроме того, чтобы просто настроиться и оглядеться.

Аминь.