Подготовка к Причастию за вечерней литургией приводит нас к некоторому стеснению, которое напоминает нам о грядущей встрече с Господом. Так мы должны жить всегда, в том числе когда поста нет, — постоянно внимая себе и ограничивая себя. Польза от вольных и невольных утеснений и ограничений. Великий пост — это время обучения полезным навыкам, которые мы должны использовать во всей нашей жизни.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В Великий пост мы имеем возможность причащаться не утром, как это бывает чаще всего, а вечером, как это в пост положено по уставу. Причастие вечером предполагает, что мы особым образом проводим весь день перед Причастием. Это никоим образом не означает, что мы проводим этот день в праздности или во сне, или в развлечениях; это предполагает, что мы работаем, как обычно положено работать в будние дни, но в это время мы готовимся к Причастию и поэтому совсем ничего или, по возможности, почти совсем ничего не едим. Для кого-то уже одно это является значительной жизненной трудностью, и он сталкивается с необходимостью себя перебарывать, чтобы ничего не есть до вечера; а для кого-то, хотя и не является большой трудностью, но все равно заставляет как-то себя дисциплинировать, чтобы хотя бы не забыть о посте, потому что ведь есть привычка каждый день есть. И вот от этой привычки надо каким-то образом отучаться, хотя бы ненадолго. Таким образом, любое стеснение, которое мы на себя налагаем, чтобы причащаться вечером, нас дисциплинирует и располагает наши мысли к тому, чтобы возвращаться умом к предстоящей нам встрече с Господом, которой является Причастие.
И совершенно очевидно, что мы должны так вот жить всю жизнь. Хотя, конечно, не каждый день мы причащаемся вечером, да и вообще не каждый день мы причащаемся, не каждый день мы постимся, потому что в нормальной жизни мы днем что-то едим; но тем не менее, мы должны стараться собирать свое внимание, чтобы все время быть с Господом, — и для этого служат как вольные ограничения, которые мы в своей жизни испытываем, так и невольные. Что касается вольных, то мы как православные христиане должны понимать, что какими-то делами мы заниматься не должны вообще никогда, потому что они либо греховные, либо просто не для нас; а другими делами мы не должны заниматься сверх меры; поэтому даже и в такие дни, когда никакого поста нет, мы все равно должны внимать себе и как-то себя ограничивать. Те, кто сам себя не ограничивает, отвлекаются на разные случайные обстоятельства и никогда не достигают цели. А если мы хотим достигнуть цели, если у нас есть эта цель — Царствие Небесное, то мы должны себя ограничивать постоянно. Царствие Небесное — это не только загробная жизнь, потому что, как мы это много раз слышали у святого Симеона Нового Богослова и других святых, за гробом этой цели достигают только те, кто хотя бы немножко уже достиг ее в жизни этой. Поэтому цель каждого дня и даже каждой минуты нашей жизни — это именно Царствие Небесное, и именно Иисусовой молитвой мы стараемся достичь его, приобретая сердечное внимание и соединяясь с Господом. Это должно происходить в каждое мгновение нашей жизни и всегда налагать на нас вольные ограничения.
Но и невольные притеснения и ограничения, которые постоянно встречаются в нашей жизни, когда мы чего-то не можем, когда какие-то неприятности на нас сваливаются — и не только телесные ограничения, болезни, но и какие-то душевные скорби, — мы должны воспринимать так, как если бы они были вольными. Потому что мы должны понимать, что все это способствует тому, чтобы мы не рассеивались, чтобы мы не растекались по земле, а, утеснямые со всех сторон, поднимались к небу. И как мы проводим один день перед вечерним причащением, постясь от еды, так мы должны, если хотим встретиться с Господом, каждый день своей жизни проводить, постясь от всяких суетных желаний, т.е. тех желаний, которые нам в данный момент неполезны или вообще всегда неполезны. И нужно стараться, чтобы те дела, которыми мы в повседневной жизни занимаемся, все-таки не заслоняли нам главную цель нашей жизни, ради которой мы делаем и эти дела, и вообще какие бы то ни было дела, — цель стяжать Духа Святаго или, иначе говоря, Царствие Небесное.
Поэтому Великий пост — это такое время, когда мы можем в результате совсем простых упражнений, можно сказать, самых примитивных, вроде того чтобы не есть в течение дня перед Причастием, научиться тому, как мы должны жить вообще всю свою жизнь. В жизни, конечно, мы не можем отделываться только такими вот простыми упражнениями, потому что в реальной жизни все гораздо сложнее; но мы должны применять в жизни те навыки, которые мы отрабатываем в учебное время, которым по преимуществу является для нас пост. И таким образом, вся наша жизнь станет временем обучения для жизни в Царствии Небесном. Аминь.