Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Пятидесятницы и этим завершаем великий период праздников, начавшийся на Пасху, но также и открываем год, потому что обычный церковный год – это не время от Пасхи до Пятидесятницы, которое один сплошной праздник, а то время, которое как раз начинается потом и продолжается до Великого поста. А Великий пост – опять необычное время, которое переходит в великий праздник.

О сегодняшнем празднике невозможно сказать все сразу, поэтому, как всегда, выберем что-нибудь одно, и это — схождение огненных языков, после которых каждый получил возможность понимать и говорить на языке всех остальных. Что это такое? Это исполнение того, на что указывало чудо о Вавилонской башне, о смешении языков, только наоборот. Об этом говорит и кондак сегодняшнего праздника: Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, – то есть когда Он смешал языки, а раньше все говорили на одном языке, то потом перестали друг друга понимать, и это было при Вавилонской башне, когда произошло разобщение между людьми, и так и продолжается до сегодняшнего дня, — егда же огненныя языки раздаяше, — то есть сегодня, — в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.

То есть Святой Дух собирает то, что было разделено. А было разделено, конечно, волею Божией, но не потому, что Бог так хотел сделать, а потому, что не было другого выхода – надо было пресечь зло. Был сговор у людей против Бога, а значит, и против самих себя в итоге. Поэтому люди были разобщены, чтобы не могли сговариваться на злое, а теперь они собрались во благое. Вот что такое Церковь, которая была окончательно основана, потому что только после этого момента апостолы смогли пойти на проповедь. А до этого они должны были сидеть в Иерусалиме, никому не проповедовать, а только ждать, когда случится то, что случится сегодня.

Это касается нашей жизни прямым образом – и общественной, и нашей личной. Да, преодолевается рознь человеческого рода, но где она преодолевается, и как она преодолевается? Она преодолевается внутри Церкви. Церковь – это и есть результат преодоления розни, когда все объединяются в Духе Святом. Да, по-человечески Церковь невозможна – мы видим, что все время через бесов и через людей, которые им служат, лезут всякие страсти, ереси и расколы. Но то, что остается – это все равно Церковь, она остается непоколебимой, хотя на земле может ее становиться и очень мало.

Церковь противоречит всем  законам нашего бытия, в ней нет розни между людьми. И в настоящей Церкви очень заметно во времена всяких социальных потрясений, когда светские люди оказываются разделены политическими симпатиями, что церковные люди все равно понимают, что Церковь важнее, несмотря на то, что они тоже подвергаются различным страстям, — но они понимают, что надо быть всем в одной Церкви.

Но за пределами Церкви никто ничего не менял – там остается человеческий род в том виде, в котором он оказался в результате грехопадения и потом еще разделения языков. Поэтому не будет никакого настоящего объединения людей за пределами Церкви, оно будет поверхностно и непрочно. Если оно есть хотя бы такое, то это уже великое благо, потому что людям становится спокойнее жить, — это хорошо. Это располагает людей к тому, чтобы принять объединение и в Церкви. Но, повторю, это непрочно само по себе, это не становится нормой светской жизни. Норма светской жизни – это разделение, соперничество, вражда, войны и тому подобное.

Даже если мы потом перенесемся на свою собственную жизнь, на личную биографию, то встретим там все то же самое. Но как же нам быть, если мы христиане? Если мы христиане, то мы должны понимать, что оно всегда так было, считая после грехопадения, и всегда так будет, если не считать после Второго Пришествия, но это не значит, что я так должен жить. У меня уже все по-другому, если я живу в Церкви. Я даже за пределами Церкви не должен вносить каике-то разделения и вражду, и это делается очень просто: сам не имей ни к кому вражды. Тогда не будет никакого стимула начинать вражду с кем-то.

Конечно, все равно будут ситуации, когда кого-то надо защитить, но если ты делаешь не по вражде к тому, от кого надо защитить, а по необходимости, то, по крайней мере, лишнего ты не натворишь. Поэтому православные христиане никогда не говорили, что воевать вообще нельзя, и в Евангелии Иоанн Предтеча, когда к нему приходят воины, не говорит, чтобы они бросили профессию, потому что быть воином очень плохо. Но он им говорит другое: довольствуйтесь своей зарплатой, не причиняйте лишнего насилия, никого не грабьте.

Мы знаем, что были святые воины, которые отнюдь не оставляли своей профессии. Когда речь идет о чужих интересах, то защищать надо, и иногда надо применять очень большое насилие, но это нельзя делать по личной вражде. Конечно, многие люди не будут воевать, если нет личной вражды, но это их дело. А наше дело, если мы христиане, не иметь вражды ни с кем. Об этом говорит Христос, что надо любить своих врагов. Конечно, это легче сказать, чем понять, но надо стремиться понять, но и то малое понимание, которое будет получаться, надо еще стараться применить к делу.

Но самое главное, что сегодняшний дар Святаго Духа – это и дар познания Бога, и, как всегда бывает с даром познания Бога, дар отрешающий от любви к миру, а значит, и от вражды к людям. Потому что любовь к миру – это вражда к людям. Когда ты любишь мир, то возникает конкуренция за то, что этот мир дает, возникает всякая вражда. Когда ты от мира отрешаешься, то тебе не хочется враждовать ни с кем.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)