Какой смысл праздника и что знают о нем в народе. Св. вода — врачевство духовное; но в Церкви как аптеке — не все лекарства полезны всем и каждому. Чтобы получить полезное лекарство, нужно сначала пойти к врачу; в Церкви доктор — церковное учение. Кто употребляет св. воду, а живет не по-христиански, тому это будет только в осуждение. Св. вода, в отличие от причастия, дается всем, но использовать ее надо разумно. Надо делать то из христианских дел, о чем мы уже знаем, и все время стараться узнать о христианстве больше, чтобы исправлять свою жизнь.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем праздник Богоявления или Крещения Господня. Крещением он называется потому, что в этот день Господь крестился от Иоанна в Иордане, а Богоявлением он называется потому, что во время Крещения Господня Он явился как Сын Божий, потому что глас с неба, т.е. глас Отца сказал: “Это Сын Мой возлюбленный”, — и в виде голубя символически явился Дух Святый, не потому, что Он воплотился в голубя — Дух Святой не воплощался ни в голубя, ни в какое-либо другое плотское существо, — а потому, что символическая фигура голубя явила присутствие Святого Духа, чтобы все могли его увидеть, потому что Сам по Себе Святой Дух не виден. И поэтому праздник называется также и Богоявлением.
А у нас сейчас что знают об этом празднике? Что это праздник, когда храмы наиболее посещаемы за целый год. Столько народу, сколько приходит в этот день в церковь, не бывает даже на Пасху; Пасха только на втором месте идет, потому что на Пасху надо приносить освящать куличи, которые люди сами должны приносить из дома или из магазина, а на Богоявление получают нечто материальное, что из дома приносить не надо, — прямо в храме уже все и дают, — т.е. воду. И вот, люди, которые приходят в церковь раз в год получить эту воду, они, конечно, хорошо делают, потому что они знают, что есть такой вот праздник, когда раздается святая вода, и что святая вода является святыней и нужна для того, чтобы людям была какая-то польза. И конечно, очень хорошо, если кто-то так думает, потому что это все совершенно верно.
Но для того, чтобы от полезных вещей получить пользу, нужно знать, для чего они употребляются. Мы, например, знаем, что в аптеке продаются всякие полезные лекарства; но это не побуждает нас к тому, чтобы всю зарплату потратить, чтобы купить все подряд лекарства и сразу съесть. Потому что эффект такого поступка для нас очевиден: если мы и не совсем сразу умрем — может быть, и откачают, поскольку реанимации у нас работают в городе достаточно хорошо, — но ничего хорошего для нас от этого не будет. И вот, не надо думать, что в Церкви врачевство духовное, т.е. тоже своего рода лекарство, преподается иначе. В Церкви тоже можно получить совершенно не то лекарство, которое нужно человеку в данный момент, хотя, конечно, в Церкви подаются именно лекарства, и каждому из нас лекарство нужно. Но в Церкви, как в аптеке: в аптеке подаются разные лекарства, и надо смотреть, что именно нам прописывает доктор и покупать лекарства по рецепту; а если человек ни разу у доктора не был, а просто пришел купить что попало, то понятно, что ничего хорошего из этого не получится. А что же в Церкви? Кто там является доктором? Доктором здесь является церковное учение; не надо думать, что это священник; священник является как бы низшим медперсоналом или кем-то вроде фармацевта, если сравнивать с аптекой; а врачом является Господь, является через Церковь. Потому что Церковь учит нас, как нам вообще жить, что нам нужно делать в жизни, чего нам, наоборот, нужно не делать, о чем мы должны стараться. Нам назначается курс лечения, который состоит не только из приема таблеток и лекарств, а, прежде всего из образа жизни, который соответствует нашему состоянию и показывает, насколько мы здоровы. И вот, из того образа жизни, который нам предписывается Церковью, мы можем уже сделать какие-то выводы, и в соответствии с этим употреблять те или иные лекарства.
Понятно, что большинство людей, которые приходят в Церковь раз в год и, строго говоря, почти ничего не знают о христианстве, они не могут жить полноценной церковной жизнью, никто из них не может сразу так вот придти и начать исповедаться, причащаться. Хотя, конечно, хорошо знать, что это нужно делать, к этому готовиться и когда-нибудь для этого созреть; но начинать надо не с этого. Можно ли начинать с того, чтобы придти, набрать святой воды и потом как-то там ее пить или кропить квартиру? Можно, и это хорошо; но если делается только это, а больше ничего не делается, то тогда это будет плохо; тогда нам, скорее всего, будет грозить наказание Божие за то, что взяли святыню, а используем ее не во благо. Потому что если в этих комнатах, которые вы сегодня покропите святой водой, совершаются всякие беззакония и абсолютно нехристианские поступки, то зачем тогда на это просить благословение Божие? Это будет только надругательство, и мало того, что не оставятся те грехи, которые будут там совершаться, но будет еще и гораздо худший грех поругания святыни. А если человек пьет святую воду, но при этом не собирается стараться как-то каяться и жить по-христиански, то это тоже будет только поношение святыни и надругательство.
И вот, конечно, хорошо брать святую воду, и она достается тем, кто изъявляет желание ее взять; это такое лекарство, которое в Церкви дают без рецепта, если сравнивать с аптекой. Это не то, что, например, причастие, которое дается только тем, кто ходит в церковь и исповедуется и причащается регулярно, — и поэтому тем из захожан, кто заодно с походом за водой решили сегодня причаститься, пришлось всем отказать, потому что причастие дается не всем подряд, а только тем, кто готовился, причем готовился всей жизнью своей. А вот святая вода — это такое лекарство, которое отпускается без рецепта, пожалуйста; но даже и такие лекарства надо принимать в соответствии со своим состоянием и если ты хочешь выздороветь. Например, если человек хочет болеть, то зачем ему лекарства? А в Церкви лекарства таковы, что если человек хочет болеть, т.е. продолжает совершать все те же грехи, продолжает жить так же не по-христиански, как раньше, то эти лекарства не только ему не помогут, но, может быть, ему от них будет еще и хуже. Поэтому принимать святую воду, окроплять ею помещения, пить ее — это все очень хорошо, но, повторяю, только тогда, когда мы собираемся и стараемся жить по-христиански, когда мы, в меру нашего нынешнего понимания того, что такое христианская жизнь, а что такое нехристианская жизнь (а это понимание есть у каждого, хоть какое-то), в меру того понимания, которое нам Бог уже дал, стараемся исполнять то, о чем мы знаем, что это правильно, если мы в Бога верим. Если мы будем совершать те христианские дела, которые мы уже знаем, и просить на это помощи Божией, и тогда, когда мы будем пить святую воду, нам это тоже будет помогать жить по-христиански; а вот пить святую воду, врачевство духовное, чтобы потом совершать грехи, т.е. продолжать болеть, — совершенно незачем; лучше уж тогда поскорей умереть или оставаться больным. Ведь здоровье от Бога нам нужно тогда, когда мы хотим употребить силы на покаяние, на то, чтобы загладить прошлые грехи, чтобы подвизаться в добродетели в оставшиеся дни нашей жизни. Вот тогда святая вода будет нам во здравие, в том числе и тела, но, прежде всего, души; а тело является органом души, и здравие тела нужно, если оно нужно, только для здравия души. И вот, будем стараться жить по-христиански в меру того, что мы знаем сейчас, — это уже будет хорошо.
Но есть одна вещь, которую мы все должны знать уже сейчас, как бы мы ни были далеки от христианства. Очень важная заповедь — стараться узнать о христианстве больше. Если мы сейчас знаем нечто малое, в это малое должно входить наше старание узнать большее. Не надо это делать слишком поспешно, потому что от поспешности в этом деле ничего хорошего не выходит, но надо это делать планомерно и старательно, чтобы наше стремление избежать поспешности не служило отговоркой для нашей лени и нежелания исправлять и менять свою жизнь.
Вот у нас тут есть такая небольшая брошюрочка про исповедь, где написано, какие бывают основные грехи; это вот и есть те пункты, по которым нужно исправлять свою жизнь, и некоторые из них всем, здесь присутствующим, очевидны, так что и в книжку не надо смотреть, а некоторые другие воспринимаются людьми часто совершенно иначе, как что-то нормальное, совершенно не являющееся грехом. И часто люди не пытаются избавиться от каких-то грехов не потому, что не могут, не потому, что не хотят, а просто потому, что не знают, что это грехи и что от них надо избавляться. Поэтому надо стараться узнавать, в чем состоит христианское учение. И вот это должно быть главным. Если человек приходит в церковь раз в год за водой, то это само по себе — совершенно тупое и бессмысленное занятие, от которого только вред. А чтобы от него была польза, надо начать с того, чтобы приходить не только за водой, а для того, чтобы что-нибудь узнать о христианстве. И да подаст нам всем Господь узнавать что-то новое о христианстве в течение всей нашей жизни и усваивать это, чтобы придти в Царствие Небесное. Аминь.