Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Христос воскресил Лазаря, который уже смердел, потому что должен был показать, что Он может воскрешать других, чтобы люди поверили, что Он может воскреснуть Сам; часто ли мы утешались тем, что Христос воскрес?; какое отношение воскрешение Лазаря имеет к нашей жизни?; мы не слышим свою веру, потому что она тихая, а в нас много чего-то очень громкого; для того чтобы начать слушать то, что у нас итак уже есть, надо просто приглушить то, чего в нас еще больше; в самой безвыходной ситуации, надо молиться и терпеливо ждать, что Господь непременно откроет нам, что делать дальше; воли Божией никто кроме нас самих остановить не может; мы не хотим оставлять наши привычки и главные удовольствия в жизни, поэтому и не хотим все время испрашивать волю Божию о нас; молитва будет отрешать нас от мира в том смысле, в котором заповедано всем христианам; жизнь вечная дается многими трудами и скорбями; главное – получить участие в воскресение мертвых.

Во имя Отца и сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем один из великих праздников — Воскрешение Лазаря. Конечно, мы понимаем историческое событие: Господь воскресил своего друга Лазаря, который на тот момент был уже четверодневный и уже смердел, тем более в этом жарком южном климате. Мы так же понимаем, надеюсь, догматический смысл – Христос должен был показать, что Он действительно воскреснет, а для этого, хоть это было и не обязательно, надо было показать, что Он может воскресить других. Поэтому, когда уже ближе подходило дело к воскресению Христову, тогда Он стал совершать такие чудеса, которые раньше не совершал. Чудо не всегда полезно, оно полезно только тогда, когда оно что-то объясняет и может изменить жизнь людей.

Господь начал совершать чудеса, связанные с воскрешением. Сначала Он воскресил только что умершую дочь начальника синагоги Иаира, потом воскресил умершего молодого человека, сына вдовы в городе Наин, которого уже несли хоронить, и Он остановил похоронную процессию. Теперь Он воскресил такого усопшего, который уже разлагался, и Господа предостерегала сестра умершего, что не стоит открывать вход в гроб, потому что уже смердит. Она не ошибалась в том, что было зловоние, но это все равно не остановило воскресения. Из этого мы можем сделать вывод, что Христос, если Он смог воскресить других, то может воскреснуть Сам. По крайней мере, нам уже легче будет поверить в чудо воскресения, когда оно произойдет. А произойдет это уже очень скоро, примерно за неделю, хотя точной даты воскрешения Лазаря мы не знаем. Можно только что-то реконструировать по косвенным указаниям евангелистов, потому что точных указаний у них нет.

Лазарь воскрес. Нас это радует, потому что мы понимаем, что Христос победил смерть. Еще лучше, что воскрес сам Христос и пообещал нам всеобщее воскресенье. Христос ведь не просто воскрес, но показал нам, как воскреснут все люди не зависимо от того, как они жили, праведно или неправедно. Но уже в зависимости от того, как они жили, будет у них разная судьба по воскресении. Конечно, мы хотим иметь судьбу праведных, хотим тоже воскреснуть со Христом, а не без Христа. Все это прекрасно и понятно, но имеет к нам очень слабое отношение.

Мы живем с кучей самых разных забот, бед и несчастий. Часто ли мы утешались тем, что Христос воскрес, что Он нас воскресит, что мы со Христом? Как часто мы это вообще вспоминали? Как часто нас это утешало не эмоционально, а давало перспективу дальнейшей жизни, подсказывало, как не поддаваться нахлынувшим на нас тяжелым состояниям? Часто ли это бывало? Конечно, некоторые могут подтвердить, что это в их жизни случалось, а настоящие христиане скажут, что это не только бывало, но они постоянно в этом живут. Некоторые считают себя верующими во Христа, симпатизируют и доверяют Церкви, но при этом не исповедуются, не причащаются, не соблюдают посты и, главное, не молятся – такие люди не являются христианами, даже если они веруют во Христа. Но и среди формальных христиан, которые причащаются, и среди людей, не являющимися христианами, но считающими себя таковыми, не чуждыми Церкви, но находящимися вне ее, чаще имеется такое отношение, что воскрешение Лазаря вполне понятно, но лично нам это не дает никакой перспективы видения и не может утешить. И у них начинается паника, депрессия – состояние кажется безвыходным.

Даже если ситуация очень плохая, и шансы выйти из нее минимальны, но если мы знаем, что нам делать, то тогда мы будем сосредоточены, будем молиться. Такое правильное восприятие ситуации нам дает воспоминание воскресения Христова и воскрешения Лазаря, но только в том случае, если мы в это действительно веруем. А почему мы в это не веруем, если хотим верить сами? Причина в том, что нам что-то очень сильно мешает. Например, когда мы хотим услышать какого-то человека на улице или в метро, где ужасный шум, то вполне может быть, что мы не можем его услышать, потому что он не может или не хочет кричать. Так же мы не можем услышать в себе свою собственную веру, даже ту небольшую веру, которая у нас есть, а она у нас есть, хоть небольшая, но есть, раз мы стали симпатизировать христианству.

Мы не можем услышать нашу веру, потому что она тихая, а в нас много чего-то очень и очень громкого. Эти шумы так все заглушают, что ничего ценного от нашей веры мы не можем услышать. Мы гораздо слушаем каких-то людей, или бесов, которые нам что-то внушают, но не тоненький голосок своей веры. Для того, чтобы начать слушать то, что у нас итак уже есть, надо просто приглушить то, что в нас еще больше. Но как сделать, чтобы шум хоть немножко стих, стих настолько, чтобы мы смогли расслышать то, что нам говорит уже имеющаяся у нас вера?

Рецепт простой. Нужно примерно понимать и помнить, что нам говорит вера в разных ситуациях. Когда мы слышим только шум, а веры своей собственной не слышим, то надо помнить хотя бы то, что она говорит, и делать так, как будто бы мы ее ясно слышим. Вот конкретная ситуация – происходит у нас какое-то тяжелое несчастье. Мы своей собственной веры в это время не слышим, предположим, а слышим только всякий шум. Конечно, если мы сейчас будем слушать себя, то мы ничего правильного не сделаем, а реакция наша на ситуацию будет для нас совершенно точно разрушительной. Как же нам сделать иначе?

Предположим, услышать мы ничего не можем, но мы можем вспомнить, что есть глас нашей веры в нас самих, который нам точно все скажет. Это Глас Божий, который к нам обращается. Сейчас мы Его просто не слышим, но это не значит, что Его нет. Просто мы должны подождать, иметь терпение, не слушать, что говорят нам другие советчики, что мы говорим сами себе, потому что мы сами себе тоже плохие советчики. Надо просто остановиться и делать хотя бы механически, очень тупо то, что от нас требуется, насколько мы это себе представляем, ожидая, что Господь непременно откроет нам, что делать дальше. Пусть это делание будет на миллиметр, а не как бы мы хотели сразу на километр, но за одним миллиметром будет второй.

Надо совершенно не сомневаться, что в самой безвыходной ситуации выход, указанный волей Божией, будет обязательно. Точнее, он уже есть, надо только его увидеть, надо не сомневаться, что мы его увидим, потому что Господь этого хочет. Воли Божией никто остановить не может, кроме нас самих. Не будем ее останавливать, и не будем считать, что наше нынешнее состояние слепоты и глухоты навсегда. Мы должны быть твердо уверены, что оно изменится, а если мы еще в это время сможем молиться, то это будет еще лучше. Если мы не сможем молиться толково и длинными молитвами, потому что внимание рассеивается – такое тоже бывает, то можем сосредоточиться просто на памяти Божией, на молитве “Господи, помилуй”, на Иисусовой молитве. Если мы хотя бы так сделаем, то этого совершенно точно будет достаточно, чтобы услышать волю Божью о нас конкретно и в конкретной ситуации. Надо знать, что она есть всегда. А еще лучше, если мы можем читать обычные молитвенные правила и в церковь ходить.

Тогда мы будем иметь отношение ко всему, о чем говорит Христос, – и к воскрешению Лазаря, и к воскресению мертвых. Но это будет иметь одно последствие, поэтому немногие люди так делают. Казалось бы, у всех есть несчастья, есть такой удобный способ их преодолевать и вообще всегда знать, что делать. Почему мало, кто этим пользуется? Ведь дело не только в том, что не все знают. Почти все православные христиане знают, но не пользуются этим методом. Почему?

Потому что, если так начать жить, то это нас будет отрешать от того, в чем мы находим главное удовольствие в своей жизни, или от главных наших привычек. Ведь мы начинаем постепенно спрашивать волю Божью о себе в каждой жизненной ситуации. Но хочется смотреть телевизор, или заниматься чем-то еще привычным для себя. Конечно, если у нас несчастье, то нам ничего этого не хочется, оно нас отрешает от наших обычных интересов. Например, нам не хочется каких-то застолий с глупыми разговорами, не хочется часами болтать по телефону неизвестно о чем, не хочется смотреть телевизор, когда мы даже не можем вспомнить потом, что мы там смотрели, и вообще лучше бы не вспоминать, потому что смотрели какую-то гадость с точки зрения православного человека. А когда ситуация становится не такой острой, то нам опять всего этого хочется.

Так мы сами открываем дверь всем этим паразитам – слуховым, смысловым, шумовым. Они входят в нас и занимают все пространство.

Получается, что молитва будет отрешать нас от этого мира в том смысле, как заповедано это не специально монахам, а всем вообще христианам. Сказано в Новом Завете апостолом Иоанном: “Не любите мира и того, что в мире”. Он же не говорит, что бы все становились монахами. У монахов свои условия, а здесь просто говорится для всех, что надо к этому стремиться.

Мы понимаем, что для того, чтобы получить университетский диплом, хорошую зарплату, должность и т.д., надо стремиться к этому, прилагать какие-то усилия. Мы не говорим, что это несправедливо, а если мы хотим получить жизнь вечную, то разве к этому ничего не надо прилагать? Нет, она дается даром в том смысле, что ее нельзя купить как что-то мирское. Вообще-то, она дается совершенно не даром, а многими трудами и скорбями надлежит войти в Царство Небесное, как говорит Новый и Ветхий Завет, все святые отцы.

Будем этому верить, и будем стараться прилагать к этому на самом деле немногие труды и немногие скорби, для того, чтобы получить полную и настоящую независимость от скорбей мира сего, как и от радостей мира сего, потому что радости тоже ничего не стоят. Самое главное – получить участие в воскресение мертвых.

Аминь.