Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем один из очень важных, но и один из наиболее непонятных народу праздников – Преполовение Пятидесятницы. Он непонятен ни в каком отношении, кроме арифметического – среда, в которую совершается этот праздник, находится в середине пятидесятидневного периода между Пасхой и Пятидесятницей. А зачем это, почему и как – остается совершенно неясно.

Даже если обратиться к историческому смыслу праздника, то все равно будет не так уж и понятно, хотя обнаружится и глубина. В это время во второй половине второго месяца по еврейскому календарю произошло начало и завершение всемирного Потопа. Древнее воспоминание, связанное с этим днем, — именно о всемирном Потопе и человеческом спасении. А это связано, в свою очередь, с тем, что потом будет прохождение через Чермное море, а потом прохождение через Иордан, а в наше время — через христианское Крещение.  Это одно.

Другое, что это воспоминания, связанные с водой. В сегодняшнем тропаре говорится: «Жаждущую душу мою благочестия напой водами». И есть церковный обычай освящать воду еще в этот  день. Зачем это? Это, конечно, не только воспоминания о Потопе, но еще и другие воспоминания этих дней.

Сегодняшнее евангельское чтение о преполовившемся празднике. Совершенно не факт, что в самом Евангелии от Иоанна это было сказано о преполовении Пятидесятницы, потому что еще может праздник Кущей преполовляться, и есть основания думать, что в Евангелии подразумевалось именно это. Слова в богослужении о преполовении именно Пятидесятницы добавлены для церковного чтения, а в самом Евангелии их нет.

Но эти дни тоже были связаны с переходом через пустыню, потому что те события, которые описываются в Евангелии от Иоанна между встречей в пустыне Иоанна Крестителя и воскрешением Лазаря, так или иначе связаны с движением стана Израильского через пустыню, только Христос совершает это движение, согласно Евангелию от Иоанна, не столько телесно, сколько духовно. Поэтому будет встреча с самарянкой и другие вещи, связанные с источником, – об этом тоже сегодня прикровенно вспоминается в празднике.

Какой же в этом духовный смысл? Обратимся к празднику преполовения Великого поста. Там очень хорошо объясняется, что Великий пост – это путь по пустыне, в середине которого установлено некое место для отдохновения, промежуточного, а не такого, которое бывает по окончании пути, и это отдохновение облегчает дальнейший путь. Ради этого установлен Крест на этой неделе – это все говорится в богослужении того дня.

Тогда тем более непонятно, зачем в праздник нам такое же преполовение и отдохновение – в праздник мы и так отдыхаем. От чего нам еще отдыхать? Если довести эту мысль до логического конца, что мы сейчас и сделали, то тогда начинает возникать ответ: сегодня тот день, когда мы должны отдыхать от собственного отдыха. Ведь что бывает в праздники с христианами? Это ни для кого не секрет и давно описано в аскетической литературе, от этого предостерегают святые отцы, и самое главное – каждый по своей жизни легко может это вспомнить. И, глядя на свое сегодняшнее состояние, мы сами уже получаем некоторый материал для выводов, – пора отдыхать. Что значит отдыхать?

Отдыхать надо от праздности. Настоящее празднование духовное – это отдых от праздности телесной, и особенно от праздности умственной, праздности душевной. Слово «ум» в аскетической литературе более соответствует современному слову «дух».

Мы разлениваемся, начинаем разлагаться, как только перестаем себя понуждать. Мы начинаем плохо пахнуть, к нам прилетают мухи и заводятся всякие опарыши в нас. И если вести себя так, то и ничего тут не поделаешь – будет так.

А если иначе, то для этого надо что-то сделать. В этом смысле надо понимать слова сегодняшнего тропаря – «жаждущую душу мою благочестия напой водами». Не злочестия, не водами какого-нибудь пьянства или ядения, а водами благочестия. Надо браться за ум, надо вспоминать, для чего мы живем, надо вспоминать, для чего существуют праздники, и, пусть и не переходя в режим какого-то пощения, это как раз будет лишнее, надо подналечь на другие аспекты христианской жизни. Молитва – есть, покаяние – есть, причащение – есть, и сами мы тоже есть.  Если мы сами есть, то мы должны молиться.

Аминь.