Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы отмечаем праздник Сретения Господня. Очень немногие христиане знают, в чем он состоит, как ни странно. Обычно христиане любят говорить, что есть такое суеверие о том, что встречается зима с весной, и что оно неверное, хотя календарно это примерно так и есть, но, конечно, это не может быть содержанием церковного праздника.
И вот люди, которые понимают, что это неправильно, думают, что они знают, как правильно, потому что они читали Евангелие, помнят историю, которую мы сегодня вспоминаем. Но надо понимать, что мы не протестанты, а православные христиане, и поэтому буквальный смысл Писания в этой истории не главный.
Если бы просто происходила какая-то история в буквальном смысле, то, скорее всего, мы бы ее не праздновали вообще. Что там произошло в буквальном смысле? Христос исполнил очередное требование иудейского закона. Этих требований было очень много, Он их все исполнял – что же мы, каждый будем праздновать? Это совершенно не так. Но что-то было в этом особенное, особенно значимое, раз мы это празднуем. Так и что же это было?
Ответ на это очень часто не дают современные православные, которые смеются над язычниками. Между тем, богослужения сегодняшнего дня и, конечно, проповеди святых отцов на этот день, толкования соответствующего места Евангелия от Луки говорят нам, о чем сегодня речь.
В Писании самый главный смысл – догматический, связанный с изъяснением — иногда очень прикровенным, но главное, что все равно изъяснением — главных тайн нашего спасения.
Конечно, если мы празднуем Воскресение Христово, то понятно, что и в буквальном смысле этого исторического события будет сразу виден его духовный и догматический смысл. Но в случае Сретения это не так. В данном случае мы еще не видим ничего. Мы видим, что исполнен некоторый обряд. Всякий ветхозаветный обряд имел смысл по отношению к новозаветному, он указывал на что-то будущее. Если его исполнил Христос, то Он, наконец, указал на то, что будущее, на которое указывал тот обряд, сбывается. Какое же это будущее, что же сбывается?
Кто слушал сегодня внимательно богослужение, а еще лучше, если и раньше знал в основных чертах, из чего оно состоит, потому что ведь не первый год в церковь ходим, — тот уже знает ответ на этот вопрос. Сегодня исполнилось пророчество пророка Исаии, его знаменитое видение, которое знают даже светские люди, потому что его пересказал — правда, совершенно не по делу — в своем стихотворении поэт Пушкин. Тем не менее, по делу оно читается сегодня, вернее, на вечерне звучала его часть, а потом оно многократно вспоминалось в песнопениях утрени.
Речь идет о том, что Исаия увидел видение, и некий Серафим в этом видении вложил ему в уста горящий угль. Сегодня мы говорим, что Богородица – это те клещи, которыми был взят этот горящий угль. Что такое горящий угль? Это образ причастия. В некоторых молитвах, даже наших славянских, а еще больше в восточных, причастие называется «угль».
В молитвах ко святому причащению можете обратить внимание, что есть такие упоминания о том, что я собираюсь взять угль и не опалиться. Как это может произойти? Горящий угль, о котором имел видение Исаия, и которое исполнилось в виде ветхозаветного ритуала сегодня, это и есть причастие. А причастие – это вместе с тем и младенец Христос.
Было много видений, когда разные люди сомневались в Евхаристии, в том, что, действительно, хлеб в Евхаристии — это тело Христово. В уверение таких людей неоднократно было такое видение, что на дискосе лежит младенец. Даже были такие видения, что Он там не просто лежит, а иерей берет нож и закалает (режет) младенца как жертву.
Вот именно младенец Христос, подаваемый в Евхаристии, которым мы спасаемся, Он тот же уголь, который подается через клещи, а клещами здесь является Богородица, и сегодня в одном из песнопений есть к ней обращение: клЕще тАинственная. «Клеще» — это звательный падеж от «клещи», а «таинственная» – значит, что явным образом она не такая, а на самом деле она такая, и кроме того, просто отсылает к таинству Евхаристии, к таинственной стороне Церкви.
Сегодня мы вспоминаем Евхаристию, которая как угль, виденный Исаией, через клещи, которыми является Богородица, подается нам. А принимаем мы в лице Симеона. В некоторых богослужениях, как, например, в чине причащения больного, благодарственные молитвы начинаются со слов «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…», т.е. со слов св. Симеона Богоприимца. Вот и мы принимаем угль, принимаем Христа-младенца, Который и есть этот угль, это причастие. Потом говорим: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».
Поэтому важнейший смысл сегодняшнего праздника, который был пророчески указан самим ветхозаветным ритуалом, а более ясен стал, когда этот ритуал исполнял Христос, что мы сегодня и празднуем, — указывает на то, что Он нам, всему ожидающему человечеству, в лице Симеона Богоприимца наконец-то подает Сам Себя — подает Себя в виде младенца и в виде угля раскаленного, который невозможно держать руками, и который подается клещами.
Чудесным образом Он не опаляет тех, Кто его принимает, но достойно. Не в том смысле, что кто-то может быть достоин Бога, а в том смысле, что человек кается и просит Бога подать ему Себя и не опалить при этом. В молитвах перед святым причащением мы так и говорим.
Вот какой сегодня смысл и что сегодня особенно важное. Конечно, это все равно не исчерпывает содержание праздника, сразу надо предупредить, но это один из главных мотивов, который подчеркивается в богослужении.
Конечно, он лишний раз нам напоминает, что мы должны сами причащаться, не отпадать от причастия и должны быть в Истинной Церкви, где только и подается причастие.
Аминь.