Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы встретили Рождество Христово, многие совершили молитвенное чинопоследование с причащением Святыми Дарами. Это нас очень располагает к уединению даже без всякого нашего усилия. Мы служили все в очень маленьких компаниях, многие по одному человеку, и все это для нас непривычно, потому что за последние десятилетия мы привыкли к другому.

Но это нам напоминает, что как бы мы ни служили внешним образом, сколько бы рядом ни было верующих людей в физическом мире, а всегда мы один на один со Христом. С другой стороны, те, кто с нами рядом со Христом, наши единоверцы, совершенно независимы от того, присутствуют ли они физически рядом или нет. Если мы присутствуем рядом со Христом, то и они присутствуют, а если мы не со Христом, то мы и не с ними.

Это мы понимаем, и такие обстоятельства встречи Рождества Христова нам особо об этом напоминают. А зачем нам вообще это помнить? Зачем это нужно? Затем, что мы помним, что все настоящие церковные праздники не для того празднуются, чтоб порадоваться несколько дней, не ради каникул. Церковные праздники тоже могут выполнять функцию светских праздников, но они не для этого. Они для того, чтобы на всю жизнь или хотя бы на год что-то унести с собой, что-то от праздника удержать.

Конечно, одного праздника должно хватать на всю жизнь, но мы ведь и причащаемся не один раз в жизни, а по многу раз. Так же и наши праздники: для кого-то это возобновление утраченного, для кого-то возможность пребывать в этом снова и снова.

Но что же мы выносим из праздника Рождества Христова? Что мы должны вынести, чтоб нести это в течение всей своей жизни? Ответ довольно очевиден: Христос воплощается для того, чтоб стать человеком, и для того, чтобы не просто встретиться с человеком извне, потому что Он и так мог бы действовать на человека извне, в этом нет ничего нового, а для того, чтобы действовать изнутри человеческой природы, изнутри самого человека, чтобы Христос был в каждом из нас.

И когда в нас Христос, и пусть мы еще не можем сказать, как апостол Павел: «Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос», — потому что мы живем, и живем иногда таким образом, что лучше бы и не жили, — но если в нас начинает жить Христос, а с этого и начинается наше христианство, то нам об этом надо не забывать. Мы забываем, пытаемся Его выгнать, и иногда небезуспешно, но надо помнить и жить со Христом в нас. Это относится не ко всем людям, а относится к православным христианам, внутри которых живет Христос.

Ко всем людям это относится по-другому.  Христос к тем, кто не пустил Его внутрь, кто не участвует в таинствах Истинно-Православной Церкви, — все равно к ним стучится, рядом присутствует, хочет войти. И так вот получается, что если Христос не внутри, то Он рядом. Поэтому получается, что наша жизнь всегда один на один со Христом. Мы можем об этом забывать, отвлекаться, но это не меняет самого факта, что мы все время оказываемся со Христом.

Поэтому в своей жизни мы должны уповать не на то, что по-человечески кажется обнадеживающим или обескураживающим, а только на то, что если будем со Христом, то в нашей жизни все будет правильно. Конечно, мы что-то испортим, и все правильным не будем у нас, но в главном будет все же правильно.

Если же мы от Христа отступаем, то будет неправильно. Но если мы почувствуем, что в нашей жизни что-то идет очень неправильно, или мы засомневаемся, что в нашей жизни что-то все же не так, как надо – а это обычное наше состояние, как правило, — то мы знаем, что делать. Надо обращаться ко Христу: «Господи, вразуми!». Причем, обращаться надо не как к далеко отстоящему Богу, до которого еще надо докричаться, а обращаемся прямо внутри себя. И это можно делать не словами, а движением души просто – даже досознательным движением души. Это и есть память Божия как таковая.

И вот это определяет, на какой стороне мы будем жить – по ту сторону, или по эту. И именно это напоминает нам праздник Рождества Христова в церковном смысле – обновляет в нас это состояние, если мы его так празднуем. И вот постараемся его отпраздновать по-христиански.

Недаром святые отцы и Григорий Богослов, которого мы читаем на этот праздник, говорят нам, что надо воздержаться от языческих обычаев, которые связаны с христианскими праздниками, а праздновать их именно внутренне. Может быть, потому и оказались мы в таком уединенном положении, чтобы мы получше оценили, как нам праздновать внутренне – не в веселии эмоциональном и душевном, а именно в соединении с Богом, в пребывании со Христом.

Аминь

епископ Григорий (Лурье)