Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память сорока мучеников, и это не просто одна из многочисленных групп мучеников в истории христианства, а это такие мученики, которые и пострадали далеко не самыми первыми, но, тем не менее, они стали иконой самого подвига мученичества – а это самое важное, что есть в Церкви, потому что и Христос этот подвиг взял на себя. Ведь нельзя сказать, что Христос жил в монастыре, но можно точно сказать, что Он стал мучеником, и подобно Ему и апостолы стали мучениками. Кровью мучеников стоит Церковь.

И дальше, почти триста лет, Церковь существовала с какими-то передышками, но все время были мученики и исповедники. И потом, когда дрогнула Римская империя, и она внешним образом приняла христианство, массовое мученичество прекратилось в пределах Римской Империи, но за ее пределами оно продолжалось, конечно. Возникли всякие другие искушения, связанные с ересью, с безбожной жизнью якобы христиан, и поэтому появился институт монашества.

Что очень характерно? Когда кончились христианские империи, то за это пришлось платить тем, что опять Церковь принесла мучеников еще больше, чем в то время, когда все только начиналось. В ΙV веке, и тем более в конце ΙΙΙ, христиан как таковых было очень мало. А в XVI-XIX веках их было уже много, и хотя многие из них уже отступали от христианства прямо или косвенно,  но все равно было много тех, кто держались, и стали появляться мученики от турок – так называемые новомученики.  Термин «новомученики» появился тогда, когда турки завоевали большую часть христианских земель – там возникали такие ситуации, и довольно часто, когда из-за необходимости сохранить верность христианству кто-то принимал мученичество.

Ну и наконец, когда самая большая и в этом смысле самая главная христианская империя завершила свое существование, количество новомучеников Российских превзошло общее количество мучеников за всю христианскую историю.

И вот опять Церковь вернулась к тому, чтобы особенно почитать мучеников, потому что  сегодня Истинная Церковь – это, конечно, Церковь мучеников и исповедников. Катакомбная Церковь России другой просто и не могла быть, и мы в этой Церкви.  Поэтому если мы хотим с ними действительно быть в одной Церкви, — а другой Церкви и нет, потому что мы либо мы с ними в Церкви, либо мы вообще вне Церкви, — то тогда для нас, конечно, главный подвиг, на который мы смотрим, через который они все проходили так или иначе, даже исповедники – это подвиг мученичества. Я не могу не упомянуть о нашем первом настоятеле отце Александре, который, казалось бы, уже в мирное время, но все равно прошел тем же путем.

Что это означает? Конечно, когда какие-то житейские интересы привели нас в христианство, или вообще своих интересов у нас нет, а пришли мы за компанию – все это крайне неуместно. И мы сразу начинаем чувствовать, что возрастают ставки, которые нужно платить, мы хотим улучшить жизнь, а нам предлагают ее ухудшить, и тогда мы отпадаем. Таким людям нечего делать в Церкви Христовой, конечно.

А если мы принимаем наше собственное отношение с Богом, то тут уж надо принимать то, что получится. Может быть, более мирная жизнь, может быть, менее мирная, но совсем мирной жизни у нас не получилось уже. Как Бог даст, но главное, что мир надо иметь с Богом, а все остальное – это уже как получится. Не надо об этом особо думать и сосредотачиваться на этом.

Если мы хотим иметь жизнь с Богом, то, конечно, с кем-то другим у нас такого мира не получится. Насколько это приведет к брутальным последствиям – это совершенно не наше дело. Наше дело – держаться Бога. Ради этого мы пришли в истинную Церковь, ради этого мы не можем удовлетвориться просто какими-то церковными обрядами, пусть даже они неотличимы от настоящих, как часто пишут на продуктах – «идентичны натуральным».

Мы не можем удовлетвориться церковью, «идентичной натуральной», именно потому, что у нас есть единая истинная Церковь – Церковь новомучеников.  И мы стали верующими людьми, потому что мы уверовали в того же самого Бога, который был и у новомучеников, и сегодняшних сорока мучеников севастийских. Поэтому мы должны быть с Богом, и должны делать то, что Христос показал.

Поэтому мы всегда молимся мученикам, причем в первую очередь из всех сонмов святых, и просим нас укрепить во всех тех испытаниях, очень маленьких, которые выпадают и на нашу долю.

Аминь.

епископ Григорий