Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали притчу о Сеятеле: Сеятель вышел сеять Слово Божие, и результаты получились очень разные, в зависимости от того, куда упало семя. Один из вариантов, который нам наиболее понятен и близок, и он назван последним – это когда зерно упало в терние, и потом всякие житейские попечения так его заглушили, что если что-то и начало расти, то не выросло.

Это мы хорошо знаем по себе и как-то способны за этим наблюдать, хотя нельзя сказать, что способны с этим бороться. Но, по крайней мере, понятно, о чем здесь речь. А вот первые два варианта нам гораздо менее понятны.

Зерно упало при дороге на открытом месте, но прилетели птицы и склевали. Что это значит? Похоже на тернии, но что-то другое, потому что здесь активное вмешательство каких-то посторонних сил. А это означает, что когда мы соприкоснулись со Словом Божиим, с верой, у нас возникли какие-то совершенно посторонние очень сильные интересы.

Это не просто какая-то житейская суета, которая заглушает, и которой много, а каждая отдельная травинка этого сорняка ничего для нас не значит, — а здесь именно какие-то сильные увлечения. У кого-то начинается карьера, а у тех, кто помоложе, какие-нибудь романтические увлечения, которые совершенно не к месту оказываются, отвлекают. Вообще, во второй половине жизни у мужчин как самый частый вариант – это деньги и карьера, у женщин – какие-нибудь мужчины.

А если говорить о людях, которых немного, но в нашей выборке они имеют очень большое значение даже по статистике, – тех людях, которые сильно увлеклись религией, — то для них этими птицами являются какие-нибудь лжеучения.  Они начинают погружаться в какие-то другие религиозные доктрины, может быть, в чем-то похожие на правильную, но по сути ереси, или начинают увлекаться какой-то неправильной аскетикой, и таким образом прилетают эти птицы, которые расклевывают слова Божии.

А бывает, что на каменистой почве оказывается зерно — вот это три варианта, которые мы должны иметь в виду.

Казалось бы, мы – верующие люди – все понимаем, что такое быть верующим человеком. У нас есть наши личные ценности какие-то, которые связаны с Евангелием и с тем, что проповедуется Слово Божие. Как же мы можем быть каменистой почвой? Кажется, что это уж точно не про нас. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что и это про нас.

Потому что каменистая почва – это такая почва, на которой не всходит Слово Божие, но для сорняков она может быть очень плодородная.

По какой-то причине мы пришли в Церковь: бывает и совсем дурацкая, которая заключается в том, что все в нашем окружении тоже ходят в церковь, и вот мы так увлеклись и тоже пришли «за компанию». Но это мы даже не будем разбирать.

Но часто люди приходят в Церковь самостоятельно и сознательно, но сознание такое, что, как они надеются, это поможет им избавиться от беды – так бы они пришли и к шаману, если б были воспитаны в какой-то другой культуре. В принципе, это лучше, чем не приходить никак – и они получат избавление от беды, но если почва так и останется каменистой, то ничего хорошего не будет.

Но не надо отчаиваться и в этом случае, потому что все мы начинаем с этой каменистой почвы, на которой ничего не вырастает. Но сегодня она каменистая, а завтра чуть менее каменистая. А потом она может еще как-то облагораживаться, чем мы и занимаемся.

Даже аскетика называется «земледелием» в отношении нашего сердца – возделывается земля сердца. Понятно, что если с собственным сердцем в аскетическом смысле слова ничего не делать, то ничего и не вырастет.

Конечно, бывают такие супер-плодородные земли, но обычно земля требует того, чтобы ее распахивали, удобряли – она вообще требует ухода. И наша земля сердечная требует ухода, чтоб она не была каменистой, и надо отпугивать птиц и пропалывать тернии.

Аминь.

епископ Григорий