Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Великая Среда, и самое главное воспоминание этого дня, о котором читали мы в Евангелии от Матфея сейчас – это жена-блудница, которая помазала ноги Иисуса, и приготовила Его, таким образом, по Его словам, к погребению, и получила оставление грехов. Хотя в том кусочке, который мы читали, сказано не про оставление грехов, а про то, что ее наградой будет то, что по всему миру будет проповедано о том, что она сделала.

И Иуда, как говорится в сегодняшнем евангельском рассказе, стал возмущаться, зачем она такую большую ценность так бессмысленно израсходовала. И поскольку дальше сказано, что он сразу пошел договариваться о предательстве, то можно подумать, что именно это стало последней каплей – может быть, так оно и было на самом деле. Хотя евангелист прямо об этом не говорит, но это вполне возможно.

И вот эти настроения, которые с большой вероятностью можно приписывать Иуде, они абсолютно сходны с тем, как наша современная культура читает Евангелие. Что мы там читаем? Очень часто цитируют одну из вчерашних притч про то, что если вы кого-то там накормили, напоили, одели бедных и нуждающихся – это вы сделали Богу. Вот в этом Христос нуждается.

Но сегодня Он говорит совершенно другие слова: нищих вы всегда имеете с собой, — а до этого, вроде, речь шла о том, что надо нищих все время кормить и как-то им помогать, — а Меня не всегда имеете — Я важнее нищих. Хорошо, но это можно было бы понять в той же логике, если бы Он больше нищих нуждался в том, чтобы Ему оказывали какие-то специфические услуги, тем более такие дорогие.

Можно подумать, что Богу нужны это миро и прочие драгоценности, которые никто бы не стал предлагать нищим, а вот Богу предлагают. Они Богу нужны гораздо менее, чем нищим то немногое, что предлагают им, и Бог вроде бы требует, чтобы нищим давали то немногое, а не Ему Самому приносили многое.

Если смотреть с точки зрения вот такого очень распространенного сейчас гуманистического понимания этих притч, то, конечно, все согласны с Иудой. Потому что Богу это совершенно не нужно. и вообще даже какому-то разумному аскетически настроенному человеку, который не Бог, – это тоже не нужно, а лучше бы отдать это все нищим, как говорит Иуда в соответствии с притчей, которую мы вчера слушали в Евангелии от Матфея, где говорится о том, что если отдавать нищим, то это значит отдавать Богу.

И тогда – повторю опять – непонятно, зачем Христос говорит, что она это сделала для Меня, если Ему это не нужно. Она это сделала для Него, но сделала совершенно неразумно с точки зрения не только Иуды, но и с точки зрения большинства нормальных людей. А Христос, однако, говорит, что она это сделала разумно, правильно поступила. Что ж тут правильного? Вот это мы сегодня должны понять, но понять это, вот так объясняя словами, невозможно, поэтому объясняется через абсурдные ситуации.

То, что для житейского смысла абсурд и ненормально, Евангелие представляет как правду для того, чтобы мы могли интуитивно понять, о чем речь. И вот если немножко поразмышлять, то становится понятней.

Во-первых, понятней вот что. Бог требует, чтобы исключительное внимание уделялось Ему. Для того чтобы уделять наше внимание нищим и вообще каким бы то ни было нашим ближним, помогать кому-то вокруг, что тоже требуется по Божией заповеди, — Христос же не говорит, что нищим вообще помогать не надо – надо, это никуда не девается, — но чтобы видеть, как им помогать, и чтоб это было по воле Божией, а не как попало, потому что бывает, что и во зло помогают, что хотели хорошо, а получилось плохо, — вот для этого надо видеть, прежде всего, Бога, а потом уже нищих.

Извратители христианства – так бы я их назвал – говорят, что Бога можно увидеть в нищем, в ближнем, а больше никак. Это, конечно, очень глубокое заблуждение, потому что если кто-то видит Бога только в ближнем, а больше никак, то он видит какого-то другого бога. А тот Бог, который настоящий – да, Он, действительно, в ближнем открывается, но прежде всего Он открывается Сам по Себе. Поэтому прежде всего надо обращаться к Богу Самому по Себе – это важнее любых нищих, которых всегда имеем с собой.

Кстати, что это значит, что нищих мы всегда имеем с собой? То, что мы всегда живем среди нищих? Наверное, не это – в буквальном смысле очевидный абсурд, который не имелся в виду. Но это означает, что людей, которым можно так или иначе помогать материально – это как раз по вчерашней притче о том, как разделялись овцы и козлища, — их мы всегда имеем с собой, но Бог важнее, Бог прежде всего.

И вот тогда мы обращаемся к Богу, и это в частности показывает вот такой абсурдный перформанс, который совершила сегодня вспоминаемая жена. И это важно, это будет передаваться по всему миру, как обещал Христос, и как на самом деле произошло. И это уже нас ориентирует на Бога,  а не на какие-то проявления Бога в мире и служения Богу через кого-то, хотя все это, конечно, необходимо. Прежде всего, Бог – это Бог. И каждый из нас может и должен  к Нему обращаться лично.

Но самое главное — если еще глубже на эту тему размышлять, то, конечно, мы увидим, что мысль Бога понять невозможно. Она проецируется на разные человеческие обстоятельства и соображения очень часто как какой-то абсурд. Но зато есть другое – можно просто этим жить, можно жить жизнью Бога, к чему мы все и призваны. Мы по-настоящему исполняем волю Бога только тогда, наша собственная воля становится волей Божией.

Но так не бывает, а бывает наоборот: воля Божия становится нашей волей, если мы этого захотим, и свою другую собственную волю, старую, уберем, остановим. К этому нас располагают и сегодняшняя притча, и все остальные притчи. Более того, если нам кажется, что в Евангелии нам что-то понятно, но именно таким вот житейским разумом, то можно совершенно не сомневаться, что мы поняли это неправильно.

А сегодня притча говорит о торжестве Бога над здравым смыслом. Если мы хотим быть с Богом, то мы должны понимать, что мы распрощались со здравым смыслом, но получили разум Божий, который здоровее всего здравого.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)