Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Преображение —Господь явился в нетварном cвете — нетварен только Бог; нельзя быть православным и считать, что свет, который явился на Фаворе, является тварным; человек, становясь Богом, начинает видеть Бога, апостолы же были изменены действием Спасителя извне один раз, чтобы они могли увидеть Его в этом свете; все без исключения, кто причащается в истинной Церкви, имеют этот свет внутри, а если мы его не видим, то только по причине нашей греховности; сияющая скиния, которая не имеет цвета, и поэтому называется белой, то есть ее цвет – это сияние нетварного света, – это и означают белые ризы Спасителя во время Преображения; Моисей присутствовал при Преображении, потому что на Синае, когда он получал Завет Божий, ему открылись небеса, и он видел небесный храм – небесную скинию; а Илия —потому что про него сказано, что он был взят на небо живым, на той колеснице, которую видел Иезекииль, и которая является небесным Ковчегом Завета и престолом Божиим; Христос Сам является Небесным Храмом — Мессией; мы тоже со Христом одно тело, которое теперь то же самое, что и преобразилось на Фаворе; мы должны беречь сами себя, как именно храм Божий, каковыми являются все христиане.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Преображения Господня. Для многих людей смысл этого праздника совершенно непонятен. Понятно, если читали Евангелие, или слушали на литургии или на утрени, о каком событии идет речь. Но возникает вопрос: какой смысл этого события?

И вот здесь становится непонятным. Ясно, что фрукты и виноград – это вещь хорошая и полезная, но вряд ли в этом может быть смысл того события. Наверное, здесь какая-то обратная связь. Праздников жатвы, сбора очередных плодов, урожая было много, и вот что-то от них и “прилипло” к церковному празднику Преображения.

Но все же, что же такое Преображение? Те, кто чуть лучше знают православное Предание, православное богословие, конечно, вспоминают знаменитые фрески XIV–XV веков, изображающие это событие, знают об исихазме, о том, что Господь явился в нетварном свете, что этот свет, просиявший на Фаворе, не является каким-то видом тварного света, пусть даже и совершенно особенным, а это свет нетварный.

А кто у нас нетварный? Нетварный только один Бог. То есть это Сам Бог, Который называется светом, а в другом месте Он называется тьмою, потому что оба эти слова, “свет” и “тьма”, не способны передать, что такое Бог. Поэтому, как два противоположных слова, они выражают непостижимость этого света, и его невидимость, подобно тьме, для простых глаз.

Но при том, что человеку невозможно видеть Бога, Бог оказывается видим. Получается противоречие в Священном Писании. Многие люди, смущаясь этим противоречием, говорят так, что Бога все же видеть было нельзя, а ученики просто увидели некоторый символ, некоторый образ, некоторый тварный свет, и это был им знак того, что Христос не просто человек, а кто-то более великий, например, даже человек и Бог.

Но кто так думает, те думают неправильно. Настолько неправильно, что святая Церковь их осудила, предала анафеме вот только за такие мысли. Нельзя быть православным и считать, что свет, который явился на Фаворе, является тварным. Нет, это именно Бог. Но тогда возникает вопрос: как же так, человек, который, как сказано в Библии, не может видеть Бога, таким образом Его видел?

А ответ такой: Бог невидим тварным созданиям, человеку Он невидим, но Самому Себе Он виден. И если Он изменяет человека так, как человек должен был измениться, какова цель его рождения – чтобы человек стал Богом, – то тогда человек, становясь Богом, начинает видеть Бога.

И вот так изменились апостолы на Фаворе, правда они были изменены действием Спасителя извне один раз, а святые подвижники православной Церкви имеют этот свет внутри, и постепенно Его научаются видеть. Точнее говоря, не они имеют свет внутри, а мы все, без исключения,кто только причащается в истинной Церкви, имеем этот свет внутри.

Если мы Его не видим, то только по причине нашей греховности. В конце концов, если даже и не в сем веке, то, надеемся, что в будущем мы Его увидим.

Это то, что знают о Преображении те, кто хоть немного понимает в богословии. Но видно, что не только в Фаворском свете дело, хотя свет – это очень важно, и может быть, самое главное в сегодняшнем празднике. Но зачем говорится о ризах, которые стали белы, зачем Моисей и Илия там оказались? Это требует другого ответа. Это понятно, если знать Ветхий Завет.

Именно в Ветхом Завете Христос являлся образно, как небесный храм, как небесная скиния, а потом как скиния, то есть переносной храм, в пустыне, а потом стал у Соломона в построенном им Храме Святым Святых. Вот эта сияющая скиния, которая не имеет цвета, и поэтому называется белой, то есть ее цвет – это сияние нетварного света, – это и означает белые ризы Спасителя.

А почему рядом оказались Моисей и Илия? Кто такие Моисей и Илия? Моисей оказался потому, что на Синае, когда он получал Завет Божий, ему открылись небеса, и оттуда был получен им Завет. Он тоже видел эту небесную скинию, и ему было сказано, чтобы он по образцу того, что он видел в небе, построил на земле земную скинию, земной храм. И Моисей явился опять с этой небесной скинией.

А почему явился Илия? Потому что про Илию сказано, что он был взят на небо живым. И он был взят на той самой колеснице – по-еврейски “меркава”,– которую видел пророк Иезекииль, которая сама является престолом Божим, и которая находится в этой небесной скинии.

Поэтому свидетели еще Ветхого Завета той самой небесной реальности, которую сейчас открыл Христос, появились вместе со Христом в Преображении для того, чтобы сказать об этом ученикам.

И вот когда человек, воспитанный, действительно, библейски, читает рассказ о Преображении, ему все это становится понятным. Он вспоминает видения Моисея на Синае, он вспоминает вознесшегося Илию. Он вспоминает видения Иезекииля, который видел тоже небесную скинию, и возносящую Илию колесницу. Тогда все становится понятным для него. Становится понятным, что это все предвозвещало Христа, и что Христос недаром говорит о Себе, что Он – храм.

Он говорил про храм Соломона, что будет разрушен, а про другой храм – храм Своего тела – говорил, что в три дня восставит его. И, действительно, Он его восставил, то есть воскрес через три дня после смерти, после разрушения этого храма.

И вот Христос Сам является небесным храмом, Он явился Мессией. И поэтому, входя в ътот храм через таинство евхаристии, через причастие тела и крови Христовой, через главное христианское таинство, установленное на Тайной Вечери, мы входим в божественную жизнь. Именно поэтому в нас вселяется Фаворский свет. Остается только Его увидеть, уж, по крайней мере, увидеть Его по исхождении из этой нашей жизни.

Но это все становится понятным только тому, кто над этим размышляет, кто читает Библию, кто старается это понимать. Кто, по крайней мере, внимательно слушает богослужения, где тоже читается Библия и пересказывается в песнопениях наших с толкованиями так, как ее нужно понимать.

Мы всего этого себя лишаем, когда не слушаем, не ходим на богослужения. Слушая же, наоборот, очень многое приобретаем. И ведь совсем по-другому начинаем сами жить, если мы понимаем так буквально слова апостола Павла – и вообще их не забываем – о том, что “вы — храм Божий”, — так он обращается к христианам. Вот что такое “храм Божий”, это сегодня открывает, показывает Христос в Своем Преображении.

Преображение означало не то, что у Него какое-то другое тело стало. То тело, которое было, которое имело и до, и после весьма потребный обычный вид, а иногда и непотребный, особенно в гробу, но оно показало Свой истинный вид, что оно такое на самом деле. Вот что означает Преображение.

Вот мы должны понимать, что мы тоже с Ним одно тело, которое теперь то же самое, что и преобразилось на Фаворе. Но если мы ведем себя как-то иначе, так, что отделяем себя от Христа, то тогда на нас сбываются слова апостола, его предостережение: кто осквернит – “растлит” по-славянски – и разрушит храм Божий, растлит того Бог. То есть того Бог уничтожит.

Поэтому мы должны беречь сами себя. Можно сказать, что вся христианская жизнь сводится к тому, что нам беречь самим себя. Но беречь самим себя не по плоти, не как какое-то человеческое животное, которое руководствуется в своей жизни полуживотными интересами, как, к сожалению, люди, если ни к чему не стремятся, живут, а как именно храм Божий, каковыми являются все христиане.

Аминь.