Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

С почитанием святителя Николая на Руси всегда было связано множество суеверий, поэтому многие не понимают, зачем его вообще надо почитать; Православная Церковь требует от нас постоянного осознания себя как православных, а для этого мы должны молиться и поститься, т.е. постоянно тренироваться, как спортсмены; люди, которые вынуждены вести социально-активный образ жизни, у которых есть какие-то физические и психологические нагрузки, ответственность, работа, часто не могут быть православными, потому что православие психологически не вмещается в их жизнь; такие святые, как свт. Николай, помогают многим, попавшим в сложные обстоятельства, получившим помощь и обещавшим изменить свою жизнь людям, действительно это сделать.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память одного из самых почитаемых в народе святых – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Каждый раз, когда наступают такие праздники, обычно современные верующие делятся на две части.

Одна часть – это те, кто воспринимает православие из народного предания, и для них это очень большой праздник, это даже не обсуждается. Другая часть —те, кто пришли в православие, читая книжки, и они не понимают никакого особого значения святителя Николая, потому что исторически его роль в Церкви непонятна. Он, действительно, не проявился ярко в церковной истории.

Получается, что вообще непонятно, зачем его почитать. Такое недоумение еще усугубляют существующие суеверия. На Руси даже говорили, хотя и не повсеместно, что Святая Троица – это Господь Иисус Христос, пресвятая Богородица и святитель Николай. Такие вещи подают повод для насмешек над “народным благочестием”, хотя народное благочестие не может состоять из такого невежества, и пример, который я привел, – это никакое не благочестие, а просто невежество.

И вот по причине таких насмешек многие не почитают ни таких святых, ни таких праздников. И когда в нашем храме совершаются какого-либо рода молебны, богослужения в честь свт. Николая, то некоторые люди недоумевают, не понимают, зачем все это надо. Ответить на это можно.

Но этот ответ не нужен будет тем, кто сам обращался к свт. Николаю в разных прискорбных обстоятельствах и получали просимое, – самое главное они уже сами знают. Но, к сожалению, у нас сейчас много людей, которые могли бы обращаться, и имеют причину для обращения к свт. Николаю, но этого не делают, потому что не понимают, что так можно делать, и в силу этого они не только остаются без почитания одного из святых, а вообще у них “вылетает” значительная часть православия. Как же это происходит?

Подумаем о том, что требует от нас Православная Церковь, чтобы нам действительно быть православными христианами. Она требует от нас постоянного осознания себя как православных.

Для этого нужно молиться и поститься, потому что пост – это тоже способ не забывать нам о нашем христианстве; для этого надо как-то странно себя вести, например, мы не имеем права на кого-то гневаться, а если это произошло, то мы обязаны просить прощения, иначе мы не можем причащаться; мы должны читать молитвы, рано вставать, ходить в церковь и все время держаться в каком-то тонусе.

Если провести какую-то светскую аналогию, а такую аналогию проводили еще святые отцы, то получается, что православие требует от нас, чтобы мы все время тренировались. Спортсмен или какой-нибудь военный человек ведет свою жизнь, полностью подчиненную тренировкам. Это понятно, они добровольно выбрали такую специальность. Но никто не говорит, что все люди должны быть спортсменами.

Но мы говорим, что в принципе все люди должны быть православными, независимо от того, какое у кого здоровье, возраст, социальное положение и так далее. Но как же можно думать, что все люди, получается, всю жизнь должны тренироваться?

Это кажется совершенно невероятным, поэтому естественным образом получается следующее: такой образ жизни, состоящий из постоянных тренировок, берут на себя какие-то молодые люди на несколько лет, пока у них не появляется других более существенных интересов, или предпенсионного возраста женщины, которым стало нечего делать, потому что внуки выросли или их нет, семья ничего не требует, а занять себя надо чем-то, — и это не худший способ.

Все остальные категории населения просто не могут быть православными, потому что у них есть какие-то физические и психологические нагрузки, ответственность, какая-то работа. Они и так уже вынуждены в своей жизни тренироваться, и если им еще сверх этого навязать карьеру “профессионального спортсмена”, а я напоминаю, что православную аскетику со спортом сравнивали еще святые (само слово “аскетика” означает спортивные упражнения), то совместить это с жизнью просто невозможно.

Поэтому бывает, что люди работоспособного возраста если даже себя и считают православными, то ни в чем это у них не выражается – они и не молятся, и в церковь, как правило, не ходят, совершенно справедливо утверждая, что некогда. Хотя к таким словам можно легко придраться: как некогда, если по утрам в воскресенье вы спите? Почему же некогда?

А потому что психологически это не вмещается в жизнь, получается очень большой надрыв. И вот если у нас не будет таких святых, как святой Николай, то этим все и кончится, и никто из обыкновенных людей, которые работают, вынуждены вести социально-активный образ жизни, православным не будет.

Такие святые, как святой Николай, хоть отчасти, хоть очень мало, но в сравнении с нулем бесконечно много меняют такое положение дел. Такие люди, которые, по сути, никогда не могут стать православными христианами, периодически попадают в тяжелые обстоятельства, и некоторые, немногие из них, в этих обстоятельствах приходят в Церковь и молятся об избавлении от этих обстоятельств, хотят как-то изменить свою жизнь. Обычно их мольбы бывают услышаны. И вот что же делать дальше?

Человек обещает изменить свою жизнь, понимает, что это необходимо делать, но по-прежнему не может, потому что остаются все обязательства его жизни. Просто непонятно, как это сделать. И вот обращение к таким святым позволяет найти хотя бы редкие, но все-таки реальные возможности увернуться от этого “водоворота” обычной жизни, который постоянно затягивает в противоположную сторону от Церкви, — чтобы иногда прийти и помолиться.

Получается, что сначала, скажем, в течение года один-два-три раза человек поступит необычным для себя образом. Это не так уж и сложно, если смотреть физическую составляющую, но вот моральная и психологическая составляющие очень непростые. Должен быть какой-то чрезвычайный повод для того, чтобы прийти помолиться и поблагодарить за уже совершенное чудо в его жизни святителем Николаем, который именно поэтому и почитается в народе. Или еще есть похожий святой Иоанн Кронштадтский.

Такие чудеса позволяют слегка изменить свою жизнь. В ней происходят такие маленькие, почти незаметные, но реальные изменения к лучшему. Потом над этими двумя-тремя событиями в течение одного года надстраиваются шесть-девять событий следующего года, потом уже двенадцать-восемнадцать событий третьего года. Возникает степенная зависимость и, в конце концов, этот человек становится православным, становится верующим.

В нашем приходе многие могут таких людей вспомнить, далеко ходить за примерами тут обычно не надо, хотя, к сожалению, приходится признать, что примеров таких очень мало. Зато становится реальным то, что раньше казалось невозможным допустить: человек может при своей интенсивной жизни, вести жизнь не менее, а еще более интенсивную. Возникает мотивация — и постепенно человек этому обучается.

Поэтому не будем бояться того, чтобы казаться смешными в глазах начитанных верующих, которые имеют представление о православии из книжек по церковной истории, где ничего не сказано об особом значении даже Иоанна Кронштадтского, а тем более святителя Николая, исторические известия о котором совсем растворяются в глубине веков.

Будем смотреть на то, что Церковь выбрала некоторых святых, и в особенности сегодняшнего празднуемого святого Николая, для того, чтобы люди в своих житейских скорбях — отнюдь не духовных, а житейских – обращались к нему с молитвами о спасении и с просьбами о помощи. Получив такую помощь, они не спасаются, это не ведет к непосредственному спасению их души, но ведет к тому, что они начинают верить в Бога и Его святых, в Церковь.

Дальше, если они захотят быть благодарными, то они будут знать больше и больше, и получат, наконец, то, что ведет, действительно, к спасению души.

Аминь.