Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Праздник Богоявления – это, конечно, важнейший христианский праздник, когда открываются важнейшие истины о божественности Христа. И само это событие описано в евангелиях, как впервые перед многими людьми, которые там были, открылось  то, что Христос – это действительно Сын Божий. И звучал голос Отца, и Дух «в виде голубине» явился.

Это как раз то, о чем и следовало бы сегодня говорить. Но приходится говорить о другом, потому что к празднику мы сейчас с другой стороны подходим, особенно те, кто впервые приходит сегодня в храм, или те, кто редко приходит в храм. А именно, приходится говорить о святой воде. Святая вода – это та материальная стихия сегодняшнего праздника, которая, если правильно к ней подойти, может открыть нам все христианство и все, что касается содержания праздника тоже.

Что же такое святая вода? Зачем она нужна? Вот сегодняшний праздник и показывает, что это вода от Крещения Господня. А что это такое – вода Крещения Господня? Что такое «благословение Иорданово», которому мы молились при освящении этой воды? Это то благословение, которое река Иордан получила, когда в ней Крестился Господь.

Хорошо, это понятно. А что такое благословение? Зачем оно нужно нам? Это уже непонятно. Но если немножко дальше вспомнить Евангелие, то станет понятно и это. Господь получал Крещение от Иоанна. Что это было за Крещение Иоанна Предтечи, за которым Он пришел, и которое получил? Это было Крещение Покаяния. А что такое покаяние, что он говорил, чему он учил? Иоанн Предтеча говорил: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное». Перед тем, как входить в Царство Небесное, — потому что иначе туда не войти, — надо покаяться.

Почему надо каяться? Потому что есть, в чем каяться. Потому что те люди, к которым он обращался, — а вряд ли есть люди, к которым он не обращался, потому что через тех, кто был тогда, он обращался и ко всем нам, — они, конечно, чем-нибудь согрешили. И с  точки зрения даже собственной совести, которая весьма обманчива и склонна к самым разным самоуговорам и самооправданиям, мы все равно согрешили.

А  если мы без самооправдания себя спросим, то будет все гораздо хуже, нам гораздо больше есть чего исправлять в своей жизни, и уж мы догадываемся, если не понимаем, что с точки зрения Бога – это тем более так. Если мы хотим жить с Богом, то надо жить так, как Бог хочет, чтобы мы жили, жить так, как нас Бог создал, для того, для чего нас Бог создал, а не как попало, не по-бесовски.

И вот какой смысл воды? Смысл этой воды для нас будет только в том случае, если мы будем стремиться в целом, чтобы наша жизнь исправилась, чтобы Господь нас вразумил, потому что без этого сами мы никогда не будем знать толком, что нам делать, ни на каком этапе нашей жизни мы это знать не будем без вразумления Господня.

Поэтому молиться о вразумлении Господнем надо всегда. И если мы для вразумления от Господа, для исправления нашей жизни будем пить эту воду, кропить ею свои дома, и не только дома, а и рабочие места, пить ее сами и давать другим, то тогда хорошо. Тогда она, действительно, будет приносить пользу. Это и есть то, для чего она людям дается.

Если мы это будем делать просто из каких-то суеверий, если мы хотим, чтобы она нам помогала в таких делах, в которых нам не надо помогать и вовсе, потому что дела эти неполезные и даже вредные, то, конечно, она действовать не будет. И это еще хорошо, если она никак не будет действовать. Но ведь может быть еще и хуже – она будет действовать, но так, чтобы нас вразумить.

Никогда она не будет действовать нам во вред в духовном смысле слова, а только на пользу. Но польза эта может быть, если мы очень упорно хотим жить против Бога, и не просто мы грешим – это-то ладно, — а вот если мы именно разрешаем себе грешить, считаем, что так правильно, и не хотим жить по-Божьему, а берем при этом святую воду от Бога (мы ведь берем святую воду в храме, но не от храма, она не храму принадлежит, а Богу), то Господь будет нас вразумлять так, чтобы мы поняли, что наша жизнь зашла в тупик, что так жить нельзя, что  есть какие-то скорби безысходные, с которыми мы не сможем справиться. Этот путь тоже хорош, потому что в результате мы меняемся. Главное, что хоть с большей скорбью, хоть с меньшей – а без скорбей не бывает, — но мы меняемся.

И вот эта вода берется нами для того, чтобы нам меняться, но меняться не как попало, потому что как попало мы и так меняемся, а именно к лучшему. И обстоятельства наши будут меняться к лучшему, и скорбей будет меньше, потому что Господь, естественно, не хочет вообще никаких скорбей для нас. И те скорби, которые мы терпим – это тот минимум, без которого нам уж совсем никак нельзя, чтобы мы уж совсем не озверели в плохом смысле слова (в звере ведь ничего плохого нет, а вот если человек становится зверем, то это уже нехорошо).

Поэтому скорбей всегда минимально, но величина этого минимума зависит от нас. Поэтому будем стараться вразумляться. Будем брать воду и стремиться, чтобы с этого момента жизнь начала меняться в сторону христианства. Я не говорю, чтобы все обязательно стали христианами, кто еще не стал – это тоже слишком сильное требование, — но сделал шаг в направлении христианства и на этой позиции остался. А на следующий год сделал еще один шаг, а лучше сделать его, не дожидаясь, пока пройдет год.

Аминь.