Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Богоявления. Но как всегда в этот праздник, говорить придется не о содержании праздника, а о том, что сейчас важнее всего узнать тем, кто пока что заходит в храм только за святой водой.

Мы стремимся жить по-христиански, стремимся менять свою жизнь. Что это значит – стремиться жить по-христиански? Это когда мы понимаем, что так, как мы живем сейчас, жить нельзя. Вот так странно получается: христианство – это такая форма жизни, при которой ты понимаешь, что ты живешь так, как на самом деле жить нельзя.

Об этом и апостол Павел говорит, потому что про себя он то же самое думал, что «задняя забываю, предняя простираюсь». То есть то, что у меня было – это все надо забыть, потому что я спасаюсь, если только простираюсь вперед, если двигаюсь к Богу, нахожусь на этом пути, на обретении нового и оставлении старого.

Тому, кто вообще еще вне Церкви, не причащается, даже если он думает, что он верит в христианство, надо подумать о том, как начать причащаться, начать исповедоваться, начать следить за своей жизнью, стараться не совершать грехов, а так как все равно не получится не совершать грехов, то каяться, исправляться в том, в чем все-таки прегрешаем.

Кто уже начал это делать, те подавно знают, куда им расти, я сейчас даже говорить не буду. Но всем надо обязательно что-то делать. Если же мы хотим жить так, как сейчас, то ничего не получится, не поможет нам святая вода. Плохо, если мы хотим, чтобы святая вода помогла нам не только просто жить и выживать, а достигать каких-то своих целей, которые у нас вместо христианства – они не обязательно злодейские, а может быть просто животное существование, как, к сожалению, у очень многих людей, чтобы было побольше здоровья да побольше богатства или просто житейского достатка, чтоб ничего плохого у меня не было.

Все хотят здоровья – это нормально. Но мы не понимаем, что мы хотим не такого здоровья, которое помогает нам жить и спасаться, а такого, которое будет нам во вред. Вот в чем здесь дело. И поэтому в одном случае святая вода поможет, а в другом – нет. Более того – она может пойти даже на такую духовную пользу, которая связана с телесным вредом.

Духовную пользу она будет иметь всегда, но если человек хочет телесной пользы для того, чтобы телесные силы, которые у него появятся, использовать для того, чтобы жить греховно, для того, чтобы утверждаться в своей нехристианской жизни, то, скорее всего, святая вода им не поможет, а поможет, наоборот, еще сильнее заболеть, например. Чтобы  у него было время и стимул подумать о том, например, хорошо ли он живет, все ли у него правильно.

Бывает же так, что когда человек сильно заболеет, его обычное течение жизни останавливается, и он начинает думать, как же он будет жить, почему это с ним так произошло, на что ему теперь надеяться. Это очень хорошие мысли. Эти мысли тем лучше, чем хуже у него была жизнь до этого. Поэтому, конечно, может быть и такое, что для кого-то святая вода станет, наоборот, источником болезней.

Но болезни эти будут телесными для того, чтобы было здоровье душевное. Потому что, прежде всего мы молимся о здравии души и вслед за ним о здравии тела. И надо сказать, что те болезни, которые у нас есть сейчас уже, они для того, чтобы мы исправляли свою жизнь, и для того, чтобы мы стремились, конечно, к тому, чтобы они как-то облегчились или совсем прошли, но при этом использовать здоровье и жизнь для того, чтобы спасаться.

И тогда, когда у нас эти болезни продолжаются, мы все равно уже самими этими мыслями спасаемся и подвигаемся к Богу. Мы начинаем молиться, и когда выздоравливаем, то все равно продолжаем молиться, потому что мы так привыкли и поняли, что так лучше. Вот для этого и нужна святая вода.

И так получается в этот день, что рассказать, в чем состоит сам праздник Крещения, невозможно, потому что настолько люди поглощены святой водой, что о самом празднике уже сказать очень трудно. Но, может быть, постепенно, люди, которые ходят в храм, которые слушают богослужение регулярно, читают Евангелие, они и сами что-нибудь прочитают. Кроме того, у нас сегодня были святоотеческие поучения, которые о смысле этого праздника кое-что рассказывают.

Аминь.

епископ Григорий