Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Значение Валаамского монастыря для русского монашества до революции. Упадок его в ХХ веке из-за экуменизма. Судьба валаамских старостильников и их значение для Русской Церкви.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем память преподобных Сергия и Германа Валаамских. Это были святые отцы, основавшие один из главных российских монастырей — на острове Валаам в Ладожском озере. Но хотя все средневековье этот монастырь существовал, он никогда не был особенно славным, хотя у нас на северо-западе, в Новгородских землях, его, конечно, выделяли, потому что он был все-таки заметен. А особое значение он получил с конца XVIII-го и особенно с начала XIX века. В это время в российских монастырях стало возрождаться настоящее православное монашество, и хотя в центральной России было много близких к большим городам монастырей, все они были неблагоприятны для возрождения монашества. Там были свои какие-то монастырские обычаи, которые на самом деле были далеки от святоотеческих и монашеских установлений, но они прикрывались епархиальным начальством, и что-то изменить в этих монастырях было очень сложно. Но были монастыри на окраинах России и, прежде всего, на северных окраинах, т.е., вроде бы, не очень далеко, но и не очень близко — в наших землях, куда пришли монахи из Молдавии, ученики святого Паисия Величковского, и они там жили и влияли на живших там, и постепенно они изменяли облик монашества. И особенно надолго такой оазис настоящего монашества в XIX веке удалось создать, благодаря тамошнему великому игумену Варлааму, в Валаамском монастыре. И в течение почти всего XIX века Валаамский монастырь был, хотя и не идеальным, но во многом образцовым, и это было связано с той же духовной традицией, с которой были связаны святитель Игнатий Брянчанинов и некоторые другие святые XIX века.

Разумеется, к началу ХХ века, особенно после революции монастырь пришел в упадок, причем после революции он пришел в упадок не потому, что его разорили большевики — как раз этого не произошло, потому что остров Валаам тогда отошел к Финляндии и не входил в состав советской России, — а потому, что его разорили экуменисты. Монастырь стал подчиняться Константинопольской Православной Церкви в Финляндии, которая вышла из подчинения Российской Церкви и подчинялась Константинополю, а там именно в это время, в 20-е годы, насаждался экуменизм, выразившийся прежде всего в переходе на новый стиль в 1924 году. В результате на Валааме возник раскол между монахами, и те, кто не захотел принять новый стиль и держался строго святоотеческого православия и канонов, все были в конце концов оттуда изгнаны и отправились кто куда. Кто-то вернулся в советскую Россию, и советское правительство в 1927 году разрешило это сделать, и эти монахи обосновались в Петербурге, где у них было подворье, Валаамский дом. Но разумеется, в 30-е годы всех их репрессировали, и они все стали новомучениками, потому что не приняли митрополита Сергия и остались в Истинно-Православной Церкви. И одним из этих монахов был священномученик Арефа, который приходится родственником одной из наших прихожанок.

Другие из валаамских монахов уехали на Запад и обосновались в эмиграции, и в какой-то степени они сохранили там православное монашество. Хотя, как мы знаем, в эмиграции не удалось создать ни одного нормального монастыря, но, по крайней мере, какое-то представление о монашестве там сохранялось, какие-то монахи все-таки были, и, может быть, даже важнее было для них влиять на мирян — а влияние они имели большое.

Вот такова история Валаамского монастыря, которая продолжалась много веков. Ясно, что больше всего он просиял в XIX веке и потом на прощание вспыхнул в ХХ веке. Потом оставшиеся верными экуменистам монахи там продержались недолго, так как в 1940-е годы остров Валаам отошел к Советскому Союзу, но тогда монастыри уже не закрывались, и поэтому Валаамский монастырь еще некоторое время существовал. Но потом его закрыли все равно, монахи перебрались в Финляндию, и сейчас там существует так называемый Нововалаамский монастырь, который является одним из притонов экуменизма, и православного там почти ничего не осталось. А на самом острове Валаам не так давно Московская патриархия создала на месте старого монастыря свой собственный монастырь, который, правда, отличается тем, что там хорошо поставлено богослужение.

А мы, жители северо-западной России, должны особенно молиться Сергию и Герману Валаамским, потому что именно с ним в нашем крае и в средние века, и в позднейшую эпоху связано возрождение монашества. И все, кто либо сами стремятся к монашеству, либо просто, как должны православные христиане, даже остающиеся в миру, понимают значение монашества для их собственной жизни, хотя сами они монахами, может быть, никогда и не будут, — все мы должны особенно обращаться в молитвах к святым Сергию и Герману Валаамским и особенно их почитать. И очень хорошо, что в этом году память их пришлась на воскресенье, потому что зачастую народ не очень приходит в храм в день их памяти, потому что это накануне праздника Апостолов Петра и Павла, на который все стараются придти, а два дня подряд приходить сложно. Но вот, слава Богу, в этом году это удалось. И вот, будем молиться, чтобы и нам оставаться в православии и по возможности следовать (особенно это касается монашествующих) заветам святых Сергия и Германа и стараться молиться им в числе особенно почитаемых нами святых. Аминь.