Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы приступаем к причастию Святых Христовых Тайн в особенный день и по особенному поводу. Сегодняшняя литургия совершается в память самого основания этого Таинства – в память Тайной Вечери, когда Господь преподал Тело и Кровь Свои и сказал, что это Тело и Кровь Его, и чтобы творили в Его воспоминание те, кто будут дальше Его учениками. Так это дошло и до нас.

А еще смысл сегодняшнего дня объясняется в одном из песнопений праздника, в ирмосе9 песни канона, который также является задостойником, поэтому сейчас пелся на литургии, и в нем говорится следующее: “Странствия Владычня и безсмертныя трапЕзы на горнем месте высокими умы, вернии, приидИте насладимся возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем”. Может быть, не всем на слух понятно, о чем здесь речь.

“Странствие” в славянском и греческом языках означает необязательно путешествие, перемещение с места на место, а пребывание в чужой стране, пребывание там, где ты не свой. Вот для Владыки, для Бога пребывание в человечестве это и есть странствие. “На горнем месте” — речь идет о горнем, возвышенном месте, о Сионской горнице. “Высокими умы” — соответственно возвышению этой горницы символически означает то, как мы должны своими умами возвыситься к ней.

“Приидите насладимся возшедша Слова, от Слова научившеся”. “Возшед” – это значит поднявшись. Вроде бы про Бога мы говорим, что Он спустился, если мы говорим о человечестве. Но на востоке войти в дом – это именно подняться в него. Говорят “поднявшись” именно применительно к дому, потому что дома делаются на возвышении. В данном случае речь идет о еще большем возвышении, потому что это Сионская горница. И вот то, что в нее буквально взошел, поднялся Логос, Слово, мы научаемся от Самого Логоса. То есть Он Сам нам объясняет, что Он взошел в Сионскую горницу.

Вот что сегодня происходит в Сионской горнице, а это и происходит за литургией сегодня у нас и всегда, когда она совершается в истинной Церкви. Хорошо это помнить – про странствие Владычне, про то, что мы сами должны быть странниками в этом мире. Мы в нем живем, да и Господь Иисус Христос в нем жил, но мы должны жить не в этом мире.

Да, мы живем в этом мире, но жизньу нас другая, жизньу нас божественная как у Господа Иисуса Христа. Не такая же жизнь или похожая на нее, а именно она же самая, потому что Он является нашей жизнью. Все же остальное – уже не жизнь, а смерть. Поэтому мы носим это в себе, если мы участвуем в святых Тайнах, если мы становимся, действительно, христианами, и подобно этому совершаем странствие на земле.

Даже древние церковные послания писались так, что “Церковь, странствующая в Риме, пришельствующая в Риме” — “Церкви, пришельствующей в Коринфе”. Сейчас мы должны были бы называться “Церковь, пришельствующая в России”. В этом смысле мы всегда пришельцы. Мы не должны принимать как свои те заботы, которые бывают в этом мире. Кстати, в этом залог того, что мы можем помочь кому-то.

Потому что если ты тонешь вместе с утопающим, ты можешь хотеть ему помочь, но ты ему не поможешь, а еще, не дай Бог, поможешь и утонуть. А если ты сам стоишь на берегу, то можешь дать ему палку, которая поможет ему выбраться. Этому же нас учит христианство. Мы должны, конечно, помогать. Помогать вообще, конечно, надо, но главная цель нашей помощи помогать всем из этой жизни, в которой тонут, из житейского моря выбраться в жизнь настоящую на тот берег, которым является Царство Небесное.

Аминь.