Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы продолжаем собеседования на «Собеседования» Иоанна Кассиана, и сегодня мы подошли к первому собеседованию аввы Серена, который имел особый дар сердечной чистоты, — о помыслах и о том, как бесы на нас воюют, чтобы нам не давать мир от помыслов.

Сама проблема не очень понятна для многих людей, даже и тех, кто считает себя христианами, и тем более она непонятна для тех, кто не считает себя христианами. Я о чем-то все время думаю, моя мысль все время где-то блуждает – я думаю не только о том, о чем мне необходимо думать, но и просто о случайном.

Еще можно понять, если я думаю о каких-то грехах, что это плохо. Но бывает, что я думаю о чем-то, что греховным и не является. А что здесь такого плохого? С точки зрения житейской – абсолютно ничего плохого здесь нет, тем более, если человек сам как-то успокаивается. С точки зрения христианской, если так серьезно смотреть, то, конечно, очень много плохого. Более того — нельзя в праздных и самих по себе вроде бы и не греховных мыслях очень долго замедляться без того, чтобы дальше не уйти в какие-то еще более греховные мысли.

Вот так мы разлагаемся изнутри – каждый по себе может это знать. Сначала бывает какая-то собранность, стремление к чему-то правильному, потом оно как-то ослабевает. И если мы присмотримся, то оно не «как-то ослабевает», а мы отвлекаемся в какие-то мысли, которые сами по себе вроде бы и ничего, но просто лишние, в них не было необходимости.

Потом этот хаос увеличивается, увеличивается, в нем становится все больше того, что несовместимо с христианством, мы начинаем грешить помыслами, а дальше я уж не буду рассказывать – это обычная картина. Можно ли этого избежать? Казалось бы, если даже и можно, то не на пути управления помыслами – это для мирян кажется совершенно невозможной задачей. Даже Герман и Иоанн, которые спрашивали Серена, как это возможно, они ему говорят: как же так, это же все равно, что пытаться поймать руками угря, который все время выскакивает.

Вот так же наши мысли. Поэтому мы не можем думать, о чем мы захотим. И на это авва Серен отвечает, что такое соображение, которое обычно приводится мирянами, даже в том числе и христианами, о помыслах напоминает слова того, кто стал бы говорить, что невозможно плавать, потому что тело наше тяжелее воды, и если его бросить в воду, то оно обязательно уйдет на дно, и то, что говорят некоторые люди, что они умеют плавать – это все вранье, этого не бывает.

Но мы знаем, что научиться плавать можно, а если не учиться, то, действительно, плавать ты не будешь, а просто утонешь. Но если научишься, то плавать будешь совершенно естественно. Подобно тому, как научившиеся плавать, плавают в воде с разной степенью совершенства, так и люди могут не погружаться в пучину своих собственных мыслей, в ней тоже можно научиться плавать и достичь в этом высокого совершенства. Только этим надо заниматься.

Вот почему возможно и необходимо наше учение о помыслах. Тогда возникает другой вопрос: как же это сделать, если на нас действуют бесы, которые порабощают нашу мысль? Так скажут многие современные верующие, и так же возражают собеседники аввы Серена. Вообще в этом собеседовании все время полемика, этим оно необычно.

И на это был ответ аввы Серена, что бесы не могут нас совсем поработить, и не могут захватить наш помысел. Если бы они могли это сделать, то у нас бы не было свободы воли, то есть она бы могла отмениться в каких-то условиях, а этого никогда не бывает. Но на это они опять возражают: но ведь мы знаем, что бывают бесноватые (а мы бы сказали сейчас, что сумасшедшие), которые совершенно точно не владеют собой, зачастую даже не могут вспомнить, что они делали – где же тут свобода воли?

И вот дальше идет объяснение аввы Серена этого очень важного положения. Можно заметить, что среди так называемых бесноватых есть тоже разные люди. Некоторые, действительно, потом совершенно ничего не помнят, не приходят в себя, а некоторые что-то помнят, но не могут остановиться. Бывают такого рода градации. Это говорит о том, что на самом деле и в этих случаях бесы не имеют никакого прямого влияния на душу человека.

Здесь происходит то, что отчасти происходит в примере Иова, над которым Бог дьяволу дал власть для того, чтобы тот его ставил все в более и более тяжелое положение. В конце концов, как мы помним, он отнял от него все телесное здоровье, но там был один приказ, который диавол не мог нарушить, не было на это попущения Божия – чтобы он душу его не трогал. Все остальные болезни были наведены диаволом по попущению Божиему, которое имело известный нам смысл.

В других случаях, возможно, попущение Божие простирается дальше. Тогда получается – и это авва Серен очень четко объясняет, — что болезни тела зашли дальше, чем они зашли в случае Иова, хотя в чем-то другом они так далеко, может быть, и не заходят. Тогда получается, что тело все больше и больше подавляет наш дух, потому что наша душа связана с телом, — как мы постимся, например, или, наоборот, предаемся каким-то телесным порокам. Это все влияет на нашу душу, хотя от нашей души зависело, будем ли мы поститься или предаваться порокам.

Так же и здесь — эти болезни влияют на нашу душу, подавляют ее, но не так, чтобы подавлялась сама свобода воли. Конечно, мы можем впасть по причине телесного воздействия на нашу душу в такое состояние, что будем вообще ползать, не отвечать за свои действия – это возможно. Но это не значит, что свобода воли, как таковая, от нас уйдет, просто она не будет проявляться в наших действиях.

Поэтому действия бесноватых не являются грехами, за которые их надо наказывать. И кто верен святоотеческому христианству, никогда об этом не забывают, хотя на этот счет у людей бывают разные суеверия, о чем и упоминает авва Серен в этой беседе.

Надо понимать, что по каким-то известным Богу причинам попущение Божие, бывает, настолько захватывает тело, что воздействует и на душу. И самостоятельная духовная жизнь человека уходит куда-то очень далеко, снаружи ее не видно. Тем не менее, она остается. Из этого также следует, что бесы не имеют власти понимать, что у нас в душе, но они могут догадываться, как и люди могут догадываться по действиям человека, что он там думает, и могут предсказать его какие-то следующие действия. Это не потому, что они прозорливые, а потому что они анализируют. Вот примерно такое же знание о нас есть у бесов.

С современной точки зрения мы можем уточнить, что все болезни, в чем бы они ни состояли – это некое попущение Божие. И можно сказать, используя те образы, которые есть в книге Иова, что попускается власть бесовская над человеком по телу – в тех пределах, в каких Господь попускает. В этом смысле любая болезнь есть своего рода беснование, хотя беснованием мы называем те болезни, которые влияют не только на тело, но и на душу. Но в принципе, никакого большого различия между всеми этими болезнями нет, поэтому не надо думать, что психически больной человек какой-то особо грешный.

И я добавлю, хотя авва Серен об этом не говорит, что среди святых есть, несомненно, люди, которые с точки зрения медицинской должны быть названы психически больными или даже тяжело больными — психотиками, например. Но это не означает, что в чем-то их святость плоха, потому что это не является их каким-то грехом.

Вот если у нас есть такие нападения бесов, то как нам спасаться? Чтобы человек думал то, что он именно хочет, а если он христианин, то чтобы он был с Богом? — Прежде всего, конечно, нужно цепляться за молитву – всеми силами и всеми возможностями. Никогда не отступать от памяти Божией, а если замечаешь, что она отступает, то за нее хвататься. Здесь много приводит примеров, в том числе и Библейских, авва Серен, а мне придется очень сокращенно сказать так.

Когда я ощущаю себя в опасности, если я знаю того, кто может меня избавить от этой опасности, я буду стараться его найти, позвонить по телефону. Например, когда человека арестовывают, то он адвоката пытается найти. И вот его действия с телефоном, который у него, может быть, вообще нелегально пронесен, должно напоминать наше действие с молитвой.

Если мы ощущаем именно такую мотивацию, то молитва – это не такая уж и большая проблема. То есть мы действительно обращаемся к Богу. Вот это первое и главное, но, конечно, недостаточное, потому что даже и с такой мотивацией все это разрушается дальше. Здесь можно говорить еще много, и об этом мы будем говорить в другие дни, но сегодня надо сказать вот еще что.

Бывает, что человек уже до того отчаивается, что он считает так: у меня ничего не получается с устранением помыслов, у меня не получается молиться, и надо мне просто жить, как все люди, —уйду я в мир, и, может быть, Господь меня помилует, а если не помилует, то уже все равно спастись мне никак нельзя, и не буду и пытаться, зря терять время. Могут быть разные варианты этих помыслов. Вот что тут надо отметить, если такое тяжелое искушение нас самих или кого-то ближнего постигло? Что тут посоветовать?

Если ты не можешь ничего нести, не можешь молиться, поститься, то, по крайней мере, оставайся в своей келье, оставайся на своем месте. Не можешь делать чего-то положительного – просто стой на этом месте. Я приведу еще одно святоотеческое изречение, тоже от египетских монахов.

Некоего брата, который как раз был в таком состоянии, спросили: «Что ж ты тут делаешь в своей келье, если ты не можешь даже молиться? Сидишь и только зря небо коптишь». И он ответил: «Стрегу стен сих Христа ради». То есть – я эти стены стерегу Христа ради.

Это то, что поначалу не приносит какого-то покоя, но просто не дает впасть в худшее, а потом при терпении человек все-таки исправляется. Надо цепляться за молитву, даже если уже и молиться не можешь. Это обязательно принесет результат. Нужно знать заранее, что терпение, которое потребуется для того, чтобы пройти через это состояние – а мы бы сказали, что это состояние сопряжено с тяжелой депрессией, — потребуется не в большей степени, чем Господь даст ему сил. Я не говорю, что у него есть силы – может быть, сейчас их у него и нет, — но когда они потребуются, тогда они будут даны в тех пределах, чтобы это как-то перетерпеть.

В наше время силы могут быть даны в виде антидепрессантов и хорошего психиатра. Можно об этом говорить в шутку, можно смеяться, но смеяться над этим довольно глупо, потому что, возможно, это реальная помощь Божия, как и все остальные медицинские услуги, которые мы можем получать.

Так или иначе, но главное – не уходить со своего места. И можно вспомнить слова Екклесиаста, которые в монашеской литературе вспоминаются часто: Аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави.

Аминь.

епископ Григорий