Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

(предыдушие проповеди этого цикла)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы продолжаем сегодня наши беседы на книгу Иоанна Кассиана «Собеседования». И сегодня у нас 16-е собеседование — аввы Иосифа, который уже встречался нам раньше, в 11-м собеседовании, и еще встретится. На этот раз он говорил с Иоанном и Германом о дружбе. Он узнал, что они не являются родственниками, их связывает именно духовная дружба, ради которой они вместе предпринимают свои путешествия, чтобы учиться уму-разуму. И поэтому он решил сказать им именно на эту тему.

Понятие дружбы очень важно для человеческой жизни вообще, и для христианской жизни оно по-своему очень важно тоже. Между людьми есть много всяких видов привязанностей и связей. Причем не только между какими-то хорошими людьми, но и между плохими, потому что определенные отношения товарищества и взаимоподдержки бывают во всяких бандах, которые занимаются чем-то плохим, и у кого угодно. То есть и очень порочные люди могут проявлять элементы дружбы и любви по отношению к своим. С другой стороны, могут быть просто какие-то нейтральные вещи. Мы видим, что есть какая-то взаимовыручка и среди животных, особенно применительно к животным одного и того же вида. Еще больше – внутри семьи, это тоже свойственно животным и свойственно людям. Никто не говорит, что это плохо; конечно, все можно использовать во вред, и тогда станет плохо. В принципе, это нормально, но в этом нет никакой христианской добродетели.

И все же, что такое дружба, о которой могут говорить христиане? Она состоит из действий двух сторон, потому что невозможно дружить только в одну сторону. Там есть две стороны, и только если с двух сторон есть какое-то правильное и хорошее отношение друг к другу, тогда будет дружба, а иначе не будет. Поэтому настоящая дружба бывает только между совершенными христианами, причем совершенными они должны быть как с той, так и с другой стороны. Тогда будет такая дружба, объясняет авва Иосиф, которая никогда не изменится от каких-либо свар, от того, что расстояния будут большие, от того, что не будет удаваться увидеться очень долго или вообще никогда. На такую дружбу ничто не подействует.

Но поскольку нельзя сразу заскочить на верхнюю ступеньку, – а это именно верхняя ступенька, – то надо рассуждать о том, как можно к этому дойти, если сейчас у нас этого совершенно нет, и мы к этому не способны. Тут надо понимать две вещи: что есть заповедь о любви ко всем, которая не относится только к тем людям, с которыми у нас может быть дружба и особое расположение. Оно может быть и греховным, и негреховным. Там специально в латинском тексте приводятся греческие слова, и беседа происходит на греческом языке, который знал этот авва, хотя он был египтянином. Он говорит, что есть любовь (агáпи), заповедь о которой обязательна для христиан, чтобы они ее проявляли ко всем вообще, включая врагов. Заповедь о любви к врагам – она тоже формулируется через этот термин (агáпи). И другое есть – диáтесис – расположение, и это уже нечто иное, что бывает к разным людям по-разному. Мы видим, например, что Иисус по-разному относился к разным ученикам, даже если брать 12 учеников. Когда в Евангелии от Иоанна говорится «ученик егоже любляше Иисус», имеется в виду какое-то особое расположение. Потому что диатесис зависит не только от того, как мы ко всем относимся (в идеале это наша совершенная любовь ко всем), а и от того, как относятся к нам, и что вообще вместе с этим человеком можно сделать, что ему можно доверить, что передать. Опять авва Иосиф приводит примеры библейских патриархов, которые смотрят, кому передавать благословение, кто будет начальником над народом Божиим. Потому что одно дело – Исаак, другое дело – Исав. Одно дело – Иосиф, которого больше всех из 12 сыновей любит Иаков, а другое дело – другие сыновья, которых он тоже любит, но из-за того, что он их любит по-разному, у тех возникает зависть. Но виноват не он, а виноваты они.

Как же с этим всем разбираться? Нам нужно, со своей стороны, со всеми иметь мир. Прежде всего, конечно, рабы Божии не сварятся из-за каких-то вещей. Обычная причина раздоров между людьми – это то, что не поделили что-то материальное. Конечно, если мы христиане и живем между собой, то, по крайней мере, между собой мы из-за этого не ссоримся. Потому что мы не так ценим материальное, и подобных поводов для споров у нас нет. Но это, впрочем, он говорил про египетские монастыри своего времени, про хорошую жизнь христианских монахов. А мы уже знаем, что Феодор Студит сколько нам говорил о том, как из-за каких-то мелких материальных предметов типа перочинного ножичка или иголки монахи между собой не то что ссорятся, а физически друг друга бьют. Это все тоже актуально, тем более и для нас. Но, конечно, это те поводы для ссор, которых избежать легче.

А труднее избежать таким людям ссор из-за того, что кто-то думает не так, как я, из-за идейных разногласий. Этого мы в церковной жизни наблюдаем выше головы. Люди, которые начинают увлекаться чем-то таким, вроде как духовным, действительно отходят от материального, меньше из-за этого спорят и ссорятся, зато они начинают гораздо больше проявлять свои страсти в отношении разных идей и ссорятся из-за них еще больше, чем миряне ссорятся из-за житейских вещей. И вот как со своей стороны этого избежать, чтобы не ссориться?

Он дает такой даже не совет, а правило. Когда ты начинаешь о чем-то много думать, то в какой-то момент к тебе приходит уверенность, что ты это точно понимаешь. Даже, может быть, ты это и правильно понимаешь, а часто и неправильно, но с тобой все равно кто-то будет не согласен, просто потому, что он понимает более правильно, а может, потому, что менее. Ты начинаешь из-за этого спорить, и дальше это все немирно и нехорошо. Надо, во-первых, понимать, что человек, который знает меньше тебя и, может быть, хуже тебя соображает (в смысле – медленнее, у него ниже айкью, я бы сказал), может в каком-то частном вопросе быть прав, где ты неправ, потому что Господь может ему открыть. Это может быть в силу его какого-то смирения. Или просто он может в силу своего смирения быть более разумным и более мудрым, чем ты. Он не будет больше знать, чем ты, у него не будет более высокий и быстрый интеллект, чем у тебя, а ты будешь по сравнению с ним дураком. Потому что настоящая мудрость, даже не только духовная (о духовной даже не хочу сейчас говорить в таком контексте), а житейская мудрость заключается не в том, что мы больше знаем и быстрее соображаем. Есть люди очень интеллектуальные, которые совершают ужасные и дикие глупости. А это именно некоторая мудрость. А мудрость связана со смирением. И именно через смирение мы можем избежать ссор друг с другом из-за всяких идейных несогласий.

Как это делать? Всегда надо иметь третейских судей. Уже хорошо, когда мы обсуждаем это в каком-то коллективе, где мы более-менее пусть даже все на равных, но друг другу доверяем и прислушиваемся друг к другу. Это уже может снять очень много проблем, но не все. А чтобы совсем все, надо понимать, кто у нас иерархия, какие вещи можно спрашивать так, чтобы было окончательное разрешение. Например, мы можем спрашивать святых отцов. Если мы православные, то мы верим, что у святых отцов, в их учении есть истина. Если мы туда обратимся и найдем по разным вопросам нашей жизни какой-то ответ, то вот к этому можно прислушаться. Кроме того, есть какие-то и в жизни авторитеты, люди, которые именно в этой конкретной области, о которой мы сейчас спорим между собой, как-то уже преуспели, что-то знают, и они могут дать нам либо ответ, который нас примирит, либо, если сами этого ответа дать не могут, то они могут просто как-то рассудить вместе с нами и объяснить нам, что нужно сделать. Может, мы вместе найдем ответ. А если не найдем ответ, то, может, найдем, как жить, не имея этого ответа. Надо обращаться к другим, находить, к кому обращаться, если у нас с кем-то спор и несогласие, и если нам никак жить без того, чтобы преодолеть это несогласие.

Еще очень важно не давать другому человеку гневаться лишний раз, в том числе таким нашим мнимым смирением. Если мы очень духовные, так сказать, то мы очень легко готовы подставить вторую щеку, потому что мы понимаем, что этим совсем взбесим нашего оппонента и доведем его до белого каления. Если он тоже хочет быть каким-то православным и духовным, то мы спровоцируем его на такие поступки, за которые ему потом будет стыдно, и таким образом мы его посрамим. Такое рассуждение, даже если оно полубессознательное, никогда не должно у нас быть, это очень плохо. А надо стараться просто как-то не отвечать и, по возможности, успокоить его.

И когда говорится в Евангелии, что надо подставить вторую щеку, то авва Иосиф очень интересно толкует это место. Место это вообще сложное, потому что там сказано так: «если тебя кто-то ударит по правой щеке, то подставь ему вторую». Но легко заметить, что по правой щеке тебя может ударить только левша, потому что если тебя будет бить правша, то он ударит по левой щеке, а не по правой. Еще Ориген писал, что это место указывает нам на то, что надо искать какой-то особый глубокий смысл. Нынешнее толкование такое: подставь ему вторую правую щеку, у тебя должно быть две правых щеки, — говорит авва Иосиф. Какая же вторая правая щека? Это внутренняя и духовная. Смирись перед ним духовно, чтобы не хотеть отомстить, чтобы не хотеть ответить ему злом за зло. Не подстрекай его к каким-то неподобным поступкам, на что он может пойти и поддаться, а вместо этого просто постарайся вести себя потише и дай ему успокоиться, и потом как-то еще раз с ним поговори. Это такая совсем необычная, к сожалению, для христиан позиция, но другой здесь быть не может – чтобы именно дать пройти этому гневу и вернуться к спокойному состоянию. И наконец, если ты можешь лишний раз не злить своих оппонентов, особенно своих ближних, с которыми ты живешь, то надо стараться это и делать. Это большая ценность, и вот тогда будет какая-то дружба, потому что в какую-то меру ты будешь уступать и проявлять свою любовь к этому человеку, в какую-то меру – он, если мы говорим о христианах.

Конечно, если будет очень большое различие этих мер, то может так статься, что тот человек не выдержит и убежит, если ты будешь превосходить. А может, он будет превосходить и ты убежишь, что нехорошо. И тут уж ничего не поделаешь. В целом, надо стремиться к тому, чтобы было так, как правильно. И поскольку не только ты, но и другие христиане тоже в меру сил и своей работы над собой стремятся к тому, чтобы было правильно, все-таки можно как-то жить вместе, можно быть в добром расположении друг к другу и иметь дружбу именно в христианском смысле. Но, конечно же, она не может быть направлена на совместное совершение грехов и даже на совместное совершение чего-то такого, что к христианству отношения не имеет. Она направлена на то, чтобы совместно спасаться. Если она даже связана с какими-то бытовыми делами, потому что все мы, общаясь друг с другом, заняты и бытовыми делами тоже, даже и в монастыре, и даже чтобы богослужение в церкви организовать, тоже надо заниматься бытовыми делами, все равно надо иметь целью именно спасение души, и вот тогда все будет правильно. Все не будет, а что-то главное – будет. Аминь.