Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы совершаем предпоследнее в этом году собеседование на «Собеседования» Иоанна Кассиана. И сегодня у нас третье и последнее собеседование аввы Херимона. Оно посвящено очень важному вопросу, который для многих кажется чисто богословским – хотя, конечно, это и на самом деле богословский вопрос, потому что все вопросы, касающиеся нашего спасения – они, конечно же, богословские.

Это вопрос о том, где действует благодать Божия и где наша воля, для того чтобы нам совершать добродетели. Все это поучение, довольно длинное, построено на разборе различных примеров из Священного Писания, которые нет смысла повторять, потому что лучше прочитать. А я лучше немножко скажу о том, для чего нам это все нужно.

Дело в том, что разные места святого Писания – если вырывать их из контекста и смотреть на них так, будто бы  ничего рядом не написано – можно понимать и так, и эдак. Можно понимать так, что  какие-то люди совершенно ни о чем не думают, ни о каком спасении, а благодать Божия их прикрывает. Есть такие примеры, например, в избрании апостолов, но и в Ветхом Завете тоже очень много всего такого. Есть другие примеры, когда, наоборот, человек сам стремится к тому, чтобы познать Бога (в псалмах такого есть много), и Бог тогда на это отвечает.

Если бы были только первые, мы могли бы сказать, что все решается благодатью Божией. Если бы были только вторые, мы могли бы сказать, что все решается произволением человека. Еще ведь важно, что произволение похваляется в тех случаях, когда оно есть, и осуждается, когда его нет. Значит, раз сам человек ответственен, то и от человека что-то зависит.

Но то и другое мнение будет неправильным. Из-за того, что на Западе многие христиане принимали такое мнение, что без благодати Божией изначально человек вообще ничего не может, даже не может просто посмотреть в сторону Бога, не говоря о том, чтобы дальше к Нему стремиться – из-за этого возникло много всяких лжеучений, на которых  нет времени останавливаться. И очень важно понимать, что дело обстоит иначе. Дело обстоит вот как.

Человек был сотворен со свободной волей, но так, чтобы понимать, что такое добро. И это понимание добра и эти семена добра, которые были изначально, никуда не делись. Несмотря на то, что в результате грехопадения последовала порча человеческого рода, не произошло такого, чтобы совсем никаких семян добра в нас не оставалось. И поэтому все люди имеют некое представление о добре. Другое дело, что как первые люди, так и все последующие могут ему следовать, а могут не следовать. То есть принуждения в этом нет. Но семена добра посеяны в каждом. И поэтому каждый, кто совершенно не хочет к ним прислушаться, будет сам в этом виноват, независимо от того, знал он что-то о Христе или нет, где он жил, и как и что ему было проповедано.

Но если мы действительно захотим сделать выбор в пользу этих семян добра, чтобы они в нас возрастали, то у нас в результате только одного этого выбора ничего не получится. И без этого выбора тоже ничего не получится. Но если мы выберем то, что мы хотим, — чтобы имеющиеся в нас семена добра росли, — то у нас тоже все равно ничего не получится, – если Бог не поможет. Но Бог поможет, потому что, как говорит апостол Павел, Он хочет каждому человеку «спастися и в разум истины (то есть в понимание истины) приити». Поэтому Бог, конечно, помогает.

Поэтому получается дальше так: если мы хотим растить именно семена добра, которые в нас есть, то для этого тоже нужна помощь Божия, и она есть, и без благодати Божией это невозможно. Но эта благодать Божия приходит только тогда, когда мы сами ее призываем. То есть без нашего труда это тоже невозможно.

И наконец, дальше, когда нужно, чтобы сохранились эти плоды, чтобы они возросли и чтобы были собраны и не растерялись, чтобы там все не сгнило, то опять же нужна помощь Божия. Нужно наше произволение, потому что, даже если мы взрастим в себе семена добра, все равно наша свободная воля никуда не денется, и мы можем их погубить, что со многими и происходило. Но если мы хотим их сохранять и преумножать, то опять нам нужна благодать Божия, которая будет действовать только в том случае, если мы ее призовем. То есть на каждом этапе нашей жизни мы должны призывать благодать Божию. Ни на каком этапе жизни мы не можем без нее обойтись. Все это так.

Но если мы не начнем сами, то благодать Божия ничего не сделает. Потому что в этом отношении Бог бессилен. Он, уступая какое-то место нашей свободе воли, хотя бы просто по тому факту, что Он нас сотворил свободными, – Он создал соответствующую сферу, где Он бессилен. То есть Он хочет, чтобы мы выбирали добро, но хочет – это не значит, что принуждает. Он никого не принуждает. Он только располагает, советует разными жизненными обстоятельствами, в том числе скорбями, но и не только, а также всякими добрыми, приятными для нас вещами. Это все Он советует. Это только форма совета, но не принуждения.

Мы должны всегда это ясно понимать. Это богословская и догматическая истина – что нет ничего без свободной воли, и свободная воля сама по себе у нас такова, что мы можем избрать добро, а можем избрать зло, на каждом этапе нашей жизни.

Но как это должно нас укреплять аскетически? Мы видим, что нас все время сносит куда-то не туда, что мы очень слабы. И даже если мы хотим достигнуть какой-то добродетели, то она для нас недостижима. Не буду говорить, что она кажется для нас недостижимой. Она, конечно, кажется недостижимой, но и на самом деле для нас недостижима. Что тогда надо делать? Надо вспоминать, что Бог тут рядом. Что изначально эти семена добра, которые так вот называет святой отец – это, собственно, присутствие Божие в каждом из нас. И Он уже в нас находится и хочет в нас все это сотворить. Другое дело, что все это будет не сразу, для того чтобы мы могли это усваивать. Чтобы мы могли успеть это усвоить и чтобы сразу не потеряли это по достижении, как с некоторыми произошло. Так же как это произошло с первыми людьми в раю, когда они отпали, имея много чего.

Поэтому, чтобы мы усваивали все это постепенно и потихоньку, чтобы мы не надмевались, не теряли по своей гордости то, что может быть даром Божьим – для этого нужна постепенность. Для этого нужно время, когда мы можем сами свои труды употребить, показать стойкость своего произволения. Но никогда не надо думать, что Бога рядом нет. Он может так держаться, чтобы мы Его не видели, для нашей же пользы, чтобы мы не ощущали Его присутствия. Но мы тогда всегда должны понимать, что все равно Он есть. И поэтому мы должны быть всегда спокойны, как бы ситуация ни оборачивалась. Что Бог тут рядом, что Он всегда хочет дать нам спасение, и что никогда не может быть такого, что Он нас оставляет. А если Он нас никогда не оставляет, то, значит, нам не надо никуда бежать, для того чтобы спасаться и достигать добродетелей. Мы уже прибежали, мы уже тут, особенно, если мы уже являемся членами Церкви.

Но изначально, если даже пока еще и не являемся, все равно уже Бог с нами, и дальше Он уже нас проведет, как надо. А если мы даже являемся членами Церкви, все равно надо понимать, как нам дальше двигаться в жизни, и, опять же, еще много чего надо сделать. Для этого Бог рядом. Он нам указывает, куда идти, Он же нас поддерживает, Он же нас ведет. Но только при одном маленьком условии – если мы сами хотим именно этого. А мы хотим не только этого. Да, предположим, мы этого хотим, но мы хотим и слишком много всего другого. Поэтому все время надо вспоминать, чего мы хотим больше, и выбирать то, что мы должны выбирать.

Аминь.

епископ Григорий