Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Особое количество богослужений, которое мы можем себе позволить на первой седмице поста, нужно нам для того, чтобы настроиться на весь остальной Великий пост; нужно стараться причащаться на вечерних литургиях Преждеосвященных Даров во время Великого поста; для привыкших православных христиан, которым здоровье позволяет, пост – это значительные промежутки времени совершенного неядения, когда не вкушается не только непостная пища, но и никакая другая; постепенное углубление в Великий пост: сначала найти то, что можно применить к себе уже сейчас, а на следующий год добавить что-то еще.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы впервые в этом Великом посту отслужили литургию Преждеосвященных Даров. Это само по себе хорошо и важно, и если кто-то смог сегодня причаститься, то это прекрасно. Но очень важно сейчас, на первой седмице, взять правильный темп жизни и настроиться на весь остальной Великий пост.

Первая седмица отличается вовсе не тем, как многие думают, что надо поститься всерьез, ходить в церковь, а, начиная со второй, не надо, а только потом уже надо будет на Страстной неделе, а дальше будет Пасха и обо всем этом можно будет забыть. К сожалению, бытующее представление таково. Мы понимаем, что оно совершенно не православное, но труднее понять, что же должно быть другое, если это неправильное.

А должно быть так: особое количество богослужений, которое мы можем себе позволить на первой седмице поста, нужно нам для того, чтобы настроиться на весь остальной Великий пост. Не только Великий покаянный канон имеет здесь значение, но первые литургии Преждеосвященных Даров.

Если для православного христианина в обычной жизни нормально по воскресеньям причащаться, а в остальные дни он утром обычно работает, то в Великий пост литургия служится вечером по средам и пятницам. И вот если два раза в неделю причащаться за такой литургией, или хоть один раз, помимо того, чтобы причащаться по воскресеньям, то это очень поможет сохранить великопостный настрой. И вообще очень помогает почувствовать, что такое пост.

Конечно, может быть, кто-то очень привык есть мясо и впервые постится в этот пост. Тогда для него вообще любое пощение будет очень большим контрастом по сравнению с тем, к чему он привык. Но для православных христиан, которые к этим вещам уже привыкли, пост означает совершенно другое. Пост для них – это значительные промежутки времени совершенного неядения, когда не вкушается не только непостная пища, но и никакая другая. Это относится к тем, кто, конечно, не страдает какими-то особыми заболеваниями.

При заболеваниях должен быть индивидуальный подход, причем это относится не только к заболеваниям, связанным с балансом инсулина (как при диабете), с проблемами желудочно-кишечного тракта, но также и при расстройствах пищевого поведения, булимии или анорексии – эти два заболевания очень часто встречаются у православных, особенно у женщин. При таких заболеваниях категорически нельзя применять к себе уставной пост.

Но если таких проблем нет, то тогда очень хорошо и правильно в течение дня не есть, настраиваться на то, что вечером предстоит другая пища, другой пир. И если это будет проходить неделю, другую, третью, четвертую, пятую, шестую и седьмую, то наше углубление в Великий пост будет принципиально другим. Вот церковный устав нам много всего такого полезного дает, чтобы мы могли это делать.

К сожалению, не все даже об этом знают, а поэтому надо стараться узнать все, как есть, как можно больше. Вероятно, окажется, что все применить к себе лично нельзя, но, по крайней мере, можно найти что-то, что можно применить уже сейчас. А на будущий год применить уже можно будет больше. И вот так постепенно мы начинаем понимать многие вещи в духовной жизни, тогда как в обычной жизни это не понимаем.

Ясно, что духовные вещи – это не такие вещи, которые можно объяснить как систему правил. “Делай так” и “не делай так” — хорошие слова, но они очень мало что объясняют. Но и без них нельзя, без них совсем ничего не получится. Но и ничего не получится, если будут только эти слова. А для того, чтобы что-то получилось, надо пропитываться этим режимом церковной жизни.

Этому содействуют слова песнопений, аскетические правила, которые тоже звучат в песнопениях Великого поста, а также в тех аскетических чтениях, которые читаются за великопостными службами. И когда даже не будем замечать, как будем пропитываться, но в нужный момент это все всплывает и дает ответы на вопросы, которых сейчас не имеем.

Так и происходит всякое настоящее церковное научение. И нет более благоприятного времени для такого научения, как Великий пост. А в Великом посту нет более благоприятного времени, чем первая и последняя седмицы, а также литургии Преждеосвященных Даров. Поэтому надо стараться к ним готовиться.

И слава Богу, что в этом году мы первый раз сподобились причаститься за такой литургией.

Аминь.