Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память всех святых, в посте и подвиге просиявших. Имеется в виду, что это те святые, которые просияли в монашестве. Ради их памяти существует отдельный праздник. Больше таких праздников мы не видим. Нет никаких праздников даже всем мученикам, а есть просто праздник Всех святых, а также праздники всех святых, которые просияли в какой-то области, в какой-то обители. А вот так, чтобы просто какого-то отдельного чина святых, этого вроде нет. Правда, надо сказать, что мученикам каждый день совершаются совершенно особые песнопения.

Это происходит от того, что монашество в Церкви играет особую роль. И не потому только, что богослужение у нас монашеское, и монахи сами позаботились, чтобы в богослужении был особый монашеский праздник. Ведь почему вообще у нас богослужение монашеское? Потому что в Церкви монашество является ее скелетом, несущей конструкцией, без которой все обваливается. Если в какой-то части Церкви монашество разрушается и прекращается, то, в конце концов, там обваливается и сама Церковь, не вообще, конечно, а именно в той местности, области.

Потому и в истории Церкви, и в современности Церкви, и в будущем существовании Церкви монашество является в ней главным. Как это соотнести людям с самим собой?

Конечно, если есть такие, кто уже принял монашество или уже собирается его принять, то с ними все более или менее понятно. А вот как быть с остальными христианами, которых большинство? Которые не примут монашество за всю свою жизнь? Зачем им сегодняшний праздник? Что им сегодня праздновать?

Вообще говоря, монашество ничего в себе не содержит постороннего по отношению к христианству, а содержит в себе неразбавленное христианство. И если кто-то еще, не монах, хочет быть христианином, то и он должен иметь в себе что-то от монашества. Поэтому каждый человек может сказать про себя, что то в нем, что является христианским, то и является в нем монашеским. И наоборот: что является в нем сходным с монашеством, то и является в нем христианским. Поэтому ориентир монашества для всех: не только для в какой-то церковной истории, глобально, но и на личном уровне.

Каждый смотрит на примеры святых отцов, просиявших в монашестве, и может оттуда что-то взять для себя. Вот, например, поучения святых отцов, имена которых мы поминали за сегодняшним богослужением вчера и сегодня. Поучения в виде небольших рассказов, которые с удовольствием все читают, даже и не монашествующие, и поучаются оттуда многим премудростям. Я говорю о патериках. Надеюсь, что все как-то их читали и время от времени продолжают читать, кто вообще способен к какому-то чтению. Это показывает, что всем нужна эта премудрость.

Премудрость эта состоит в двух простых вещах, или, наоборот, очень сложных. В том, чтобы иметь внимание и не рассеиваться от памяти Божией. А если рассеиваешься, если грешишь, то чтобы через покаяние собираться. И второе, хотя можно сказать, что это одно и то же, просто другая сторона: молитва. Потому что внимание без молитвы, внимание без памяти Божией — это как-то странно и вряд ли возможно. А если есть молитва, то она создает внимание, потому что она отрешает от того, что мешает молитве и, следовательно, от того, что нас развлекает и лишает нас внимания.

Поэтому тут нельзя сказать, что первично — внимание или молитва, курица или яйцо. И то, и то в каком-то смысле первично. Поэтому именно эти вещи самые главные вообще для любого христианина, потому что молиться должен каждый христианин, и грешить не должен тоже каждый христианин. И этому в особенности хорошо учиться именно у монахов. А сегодня мы должны не только у них учиться, но обращаться к ним с молитвою, чтобы они нам помогли идти тем путем, которым прошли они сами.

Аминь.