Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

“Стояние св. Марии Египетской” правильно называется утреней Великого покаянного канона; в каноне говорится о покаянии на примерах из Библии; надо стараться изучать Библию так, чтобы все отсылки к ней в каноне узнавать на слух; если жить бытовыми проблемами, то в такую жизнь нельзя вписать христианство; православным христианам необходимо сменить круг общения: окружающих людей на библейских героев; покаянный канон указывает, с чего нужно начинать читать Библию.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы готовимся совершить службу, которая в народе называется “Стояние Марии Египетской”, потому что эта служба сопряжена с памятью ее подвига. Но специальная служба, которая посвящена Марии Египетской, будет совершена в ближайшее воскресение, в день ее памяти. Правильное же название сегодняшней службы – утреня Великого покаянного канона. И главное, что нам предстоит совершить сейчас – прочитать полностью Великий покаянный канон Андрея Критского. Почему это важно и о чем этот канон?

Этот канон о покаянии, и о покаянии там говорится библейскими словами. Причем большинство этих слов не просто какие-то предписания и указания на то, что нам надо каяться в том-то и том-то. В основном это примеры разных людей и конкретных ситуаций, которые описываются в Ветхом и Новом Заветах. Эти люди каялись и совершали другие добродетели, либо, наоборот, совершали всякие беззакония, а потом каялись, а если не каялись, то погибали. Все эти люди являются для нас положительными или отрицательными примерами.

Конечно, для того, кто вообще с Библией незнаком или мало знаком, все это множество имен, которое упоминается в каноне, будет непонятным. Но можно постараться подумать об этом так: это непонятный, но действительно очень большой мир, который можно открыть, если начать читать Библию. Этот мир можно понять, и полезно понять – вот та интуитивная мысль, которая должна прийти после службы к людям, вообще не знакомым с Библией. У нас таких очень много.

Среди постоянных прихожан храма, конечно, находятся люди, которые что-то знают из Нового Завета и даже из Ветхого, имена для них звучат знакомо, но они не могут вспомнить в связи с этими именами те истории об этих людях, которые упоминаются в каноне. По сути дела, они звон слышали, но где он – не знают: зачем мы почитаем, что мы почитаем, подвиги или злодейства тех или иных людей? Вот таким людям очень полезно дома читать книгу, изданную специально для мирян, с текстом этого канона, где даются указания на те места в Библии, которые в каждом тропаре имеются в виду. Надо стараться узнать Библию так, чтобы все отсылки к ней были знакомы. Конечно, если человек сознательно, особенно с молодости изучает Священное Писание и стремится узнать, как ему спастись, опираясь на книги, то он должен узнавать на слух все ситуации, которые описаны в Великом каноне. Если мы, православные христиане, регулярно ходим в церковь, а какие-то имена и намеки нам непонятны, какие-то цитаты мы не узнаем, то это нельзя считать нормальным, мы должны с этим как-то бороться: просто-напросто взять и узнать.

Но, предположим, мы все это узнали, все строчки покаянного канона нам понятны. Но что это нам даст для души? Что это, помимо просто культурного образования? Чем это отличается от того, что мы приходим в какой-нибудь музей, видим картины на библейские сюжеты и понимаем, что там нарисовано? Это, конечно, прекрасно, но что мы видели эти картины и понимали, что видели и не понимали, что вообще их не видели – мало что меняется в нас, а уж в нашей душе точно ничего практически не меняется. Можно стать специалистом в Великом покаянном каноне, все понимать, и вообще все понимать в богослужении, но в душе ничего меняться не будет. Как нужно сделать, чтобы менялось в душе? Поменять что-то в своей душе можно и тогда, когда мы очень мало понимаем и в богослужении вообще, и в Великом покаянном каноне в частности.

Обычно мы находимся среди каких-то житейских ситуаций, нас окружают на работе и в семье какие-то люди, большинство из них не христиане. Мы погружаемся в проблемы, думаем о них, пугаемся, боимся, или думаем о чем-то, что нам интересно, — в этом проходит вся жизнь. Как в нее вписать христианство? А никак. Надо понять, что пока мы собственную жизнь рассматриваем как череду бытовых проблем, то никакой пользы от христианства нам не будет. Конечно, мы научимся, если захотим, печь куличи к Пасхе, а если мы продвинемся к христианству еще ближе, то поймем, что куличи не главное, а главное какие-то другие обряды, но и эти другие обряды будут совершенно бессмысленны для нас.

Чему учит нас богослужение? Оно ставит нас рядом с совершенно другими людьми, в первую очередь, со святыми, но не только с ними, а с разными людьми, которые очень сильно угодили или наоборот прогневали Бога. Но у этих святых и злодеев, которые описываются в Библии, общее одно – все они определяются тем, какие у них были отношения с Богом. Если мы сами себя начинаем рассматривать в их ряду, начинаем себя сравнивать с Давидом, Манассией, Авраамом, царем-идолопоклонником Ахавом и другими самыми разными праведниками и грешниками, то тогда получится, что у нас меняется круг общения. Для этого нам и нужно постоянное богослужение, чтобы изменить наш круг общения. Тогда получится такой круг общения, в котором одни все время стремятся угодить Богу, а другие стремятся к чему-то совершенно иному, но мы все время понимаем, что и почему с ними происходит – именно из-за того, что они идут против Бога. Тогда мы и про себя будем стараться понять, где мы идем против Бога, тем более тогда, когда в своих делах не думаем о Боге. Потому что, если мы не думаем о Боге, то мы идем против Него. Станет также понятно, где мы в своей жизни стараемся подражать тем, кто подражал Христу.

Если мы будем постоянно участвовать в богослужениях и стараться это делать внимательно, тогда этих людей, которые упоминаются в Библии, а также и других выдающихся деятелей (святых и злодеев) в последующей церковной истории будем знать гораздо лучше тех людей, которые нас окружают в быту. С бытовой точки зрения в этом может показаться какая-то неадекватность. На самом деле в этом нет неадекватности, потому что бытовые проблемы не такие серьезные и сложные, чтобы их стоило углубленно изучать, и чтобы они требовали безотлагательного нашего внимания. Но у нас появляется совершенно другой круг общения, с другими ориентирами, в котором все поставленные христианствомвопросы не только не абсурдны или не неуместны, но становятся совершенно естественными и даже, я бы сказал, единственно возможными.

Вот для чего нужно внимательно слушать покаянный канон – это хорошее введение в Библию, в богослужение вообще. Впрочем, это можно сказать и о других великопостных богослужениях, особенно на Страстной Седмице. Это нужно для того, чтобы вырваться из круга наших бытовых знакомств, бытовых связей, бытовых занятий, а войти в круг тех знакомств и связей, которые должны быть у православных христиан.

Аминь.