Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Рождество Христово — праздник для детей, а значит, и для родителей. Почему при христианском воспитании часто дети вырастают не христианами? Основа христианского воспитания ребенка — это не обучение обрядам, а обучение живой вере. Если родители действительно верующие, то ребенок, просто глядя на них, вырастет верующим; а если они сами толком не знают, зачем им Церковь нужна, то ребенок, даже при церковном воспитании в детстве, в отрочестве все это отвергнет. Лучше не доучить ребенка обрядам, но научить его верить и молиться, все время поставляя себя перед Богом. Некоторые родители боятся, что ребенок вырастет “слишком церковным”; но вред может быть только от неправильной церковности. Если мы верим, то мы должны всецело предаться Богу и не бояться исполнять Его заповеди.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Праздник Рождества Христова — это день, когда Христос является нам как Младенец. И потому во всех православных странах это особенно праздник для детей и праздник детей. при всем том великом содержании, которое имеет этот праздник, нельзя из него выкинуть то, что это праздник для детей. И конечно, всякий праздник для детей — это праздник для их родителей. Это такой праздник для родителей, когда они должны думать о детях.

А что родители думают о детях? Родители хотят вырастить детей какими-то положительными людьми, чтобы они стали, что называется, хорошими людьми, чтобы они были умными, образованными и умели делать то, что им будет пригождаться в жизни. Конечно, никого из нас не удивляет, когда какие-нибудь дети, которые росли в плохих условиях и не видели в детстве хороших примеров перед глазами, вырастают, скажем так, не очень хорошими и подражают тем плохим примерам, которые видели с детства. Но нас всегда удивляет, когда — а это случается очень часто — вроде бы детей учили хорошему, вроде бы даже и в христианстве их воспитывали (может быть, даже какое-то церковное детство у ребенка было), а вырастает он все равно неизвестно каким; и даже если какие-то элементы хороших христианских навыков, полученных в семье, у него сохраняются, но наряду с этим, а часто бывает, что даже и вместо этого, — куча дурных привычек, нежелание заниматься чем-то, что действительно полезно в жизни, а может быть, много и еще даже гораздо худшего. Почему так получается? Особенно этот вопрос важен в такой постановке: почему это получается тогда, когда ребенка воспитывали по-христиански? А вот почему: потому что христианское воспитание очень часто видят в обучении христианским обрядам. Конечно, обряды христианские нужны, но они — далеко не первое из того, чему нужно учить ребенка; более того, они никогда не могут быть, даже в самой малой степени, основой воспитания. Основа воспитания — это чтобы ребенок был действительно верующим. А воспитать верующего ребенка очень просто. Потому что для этого совершенно ничего специально делать не нужно. Для этого нужно всего ничего — чтобы сами родители были верующими. И тогда, если ребенок с ними живет, он постоянно видит их в быту, смотрит на них и даже просто чувствует каким-то “шестым чувством” их веру, и она передается ему; вера — это очень “заразно”, как и безверие. И потому, если родители даже будут стараться воспитать ребенка по-христиански, но при этом будут думать, скорее, что христианство нужно просто “на всякий случай”, и не будут толком понимать, для чего оно им самим нужно, если в жизни родителей не будет видна их живая вера, — ребенок просто не поверит. Поэтому так часто бывает, что дети, пока они были маленькими и родители просто заставляли их ходить в Церковь, были вроде бы церковными (хотя если бы тогда можно было заглянуть ребенку в душу или хотя бы послушать, о чем он говорит со сверстниками, то эта “церковность” выглядела бы уже далеко не столь безупречной), а потом, в подростковом возрасте, ребенок просто посылает куда подальше и родителей, и церковность, и многие другие весьма необходимые в жизни вещи, которым он, может быть, успел научиться. Вот, чтобы этого не было, надо, чтобы у всех христианских обрядов, которым мы учим ребенка, был правильный фундамент. Лучше даже не доучить ребенка в детстве каким-то христианским обычаям (например, не доучить его выносить длинные церковные службы или читать полностью утреннее и вечернее правило), но зато научить его главному — верить в Бога и молиться, искать через молитву разрешения всех своих трудностей и все время ставить себя перед Богом, чтобы именно перед Богом ребенок чувствовал себя виноватым или не виноватым, и старался выглядеть так, как следует, именно в глазах Божиих, а не в глазах родителей или сверстников. Вот тогда все будет совсем по-другому. И этому научить очень просто: достаточно так жить самим, хотя бы стараться так жить. И ребенок никуда не денется, он тоже начнет так жить.

Но бывает еще так, что родители, которые хотят воспитать ребенка по-христиански, в то же время этого и боятся. Они боятся, что ребенка слишком сильно, так сказать, “переклинит” на христианстве, что у него не сложится нормальная жизнь; они считают, что церковность — это хорошо, но ее все-таки не должно быть слишком много. Но здесь дело не в количестве. Церковность бывает плоха не тогда, когда ее слишком много, а тогда, когда она неправильная, когда обрядам учат на неправильном основании, когда ребенок, как обезьяна, исполняет какие-то обряды, будучи в глубине неверующим. Конечно, некоторые люди живут так всю жизнь, и обрядов, которые они исполняют, становится с годами все больше и больше; но это сродни психическому заболеванию и, конечно, очень плохо. Но если у ребенка церковная жизнь строится на его личной вере, то такой церковности не может быть “слишком много”.

У церковной жизни и у всего, что касается Бога и нашей веры, есть такая особенность: если мы верим, мы должны предаться этому всецело; у нас не должно быть какого-то еще критерия, с точки зрения которого мы можем рассуждать: может быть, хватит уже на Бога полагаться, может быть, надо еще на что-то надеяться? Нет. Мы должны все время целиком доверять Богу и не бояться исполнять Его заповеди даже тогда, когда они вроде бы ведут к разрушению нашего благополучия, к разрушению карьеры нашей или нашего ребенка. Потому что Господь даст нам все потребное для спасения, иногда даже чудесным образом. Лишь бы только мы действительно пытались исполнять именно то, что является нашим христианским долгом и поэтому служит для нашего спасения.

Мы должны работать сами и ребенка учить этому, но работать с помощью Божией и для достижения только таких целей, которые нужны в конечном итоге для спасения нашей души и душ наших ближних. Поэтому будем стараться приобщать детей к вере; не будем бояться того, что они станут “слишком верующими”; но будем бояться того, что они станут как-нибудь неправильно верующими, — т.е. прежде всего должны быть не обряды, а личная вера ребенка, но чтобы она была у ребенка, нужно, чтобы она сначала была у нас, у взрослых.

Господь да подаст всем нам — и детям, и взрослым — участвовать в Рождестве Христовом, участвовать именно своей верой и всем тем, что из нее следует и на ней основано. Аминь.