Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

История страдания Давидо-Гареджийских мучеников. История взаимоотношений Грузинской и Русской Церквей. Современное состояние Грузинской Церкви. Грузины-захожане.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, во вторник Светлой седмицы, по обычаю, пришедшему к нам из Грузинской Церкви, мы празднуем память особо почитаемых там мучеников — Давидо-Гареджийских. Сам преподобный Давид Гареджийский жил в VI веке и был основателем монастыря, который потом очень много веков был самым большим грузинским монастырем. И так было до начала XVII века. Но в XVII веке Грузию захватили персы-мусульмане и истребляли там многих христиан. И вот, там был такой случай, когда войска персидского шаха Аббаса шли по пустынной местности в Грузии и заметили вдали множество огней. Этими огнями была украшена лавра Давида Гареджийского, потому что там совершали празднование Пасхи. И прямо в день праздника Пасхи эти войска шаха Аббаса пришли к лавре и потребовали, чтобы все монахи приняли мусульманство, а тех, кто не захочет принять, пригрозили убить. А монахи сказали, что они согласны быть убитыми, но только пусть им позволят закончить пасхальное богослужение. Они завершили пасхальную службу, и после этого их действительно всех перебили. И там в течение долгого времени, несколько веков, лавра была заполнена костями, потому что там было, согласно преданию, 6000 человек монахов. Наверное, это преувеличенное число, но то, что это был огромный монастырь, где было больше 1000 монахов, это исторически достоверно. И вот, таким образом, практические все они приняли в самый день Пасхи мученическую кончину. И поскольку совершать память каких-либо святых в самый день Пасхи невозможно по церковному уставу, то в Грузинской Церкви установился обычай праздновать их память в Светлый вторник, потому что в понедельник память святых в Грузии тоже не совершается, т.к. это день особого поминовения усопших, как у нас Радоница.

И можно сказать, что сейчас для нас это один из основных праздников, когда мы ощущаем свое единство с Грузинской Церковью. Конечно, за последние века, прошедшие начиная с XVII века, когда пострадали в 1620-е годы эти мученики Давидо-Гареджийские, было много разного в отношениях между Российской Церковью и Грузинской. Например, достаточно сказать, что шах Аббас, войска которого убили этих мучеников и принесли огромное разорение и смерть Грузии, дружил с Московским царем и украденный им в Грузии хитон Господень подарил Московскому царю, по поводу чего в Москве был даже построен специальный Ризоположенский храм, и был установлен в Русской Церкви праздник Положения ризы Господней в Москве. И характерно, что эта риза Господня во время революционных событий ХХ века куда-то исчезла, потому что неправедно она была приобретена. Потом, в XVII–XVIII веках было и много положительного, особенно в связи с тем, что Россия покровительствовала Грузию, а значит, и Церковь Грузинская сохранялась. Потом Грузинское государство в 1801 году добровольно присоединилось к России, но затем опять произошло нечто весьма плохое, а именно, грузинский католикос, глава Грузинской Церкви, которая была самостоятельной, был обманно вызван в Санкт-Петербург, и ему не дали вернуться обратно; таким образом, самостоятельность Грузинской Церкви была фактически упразднена, и туда был назначен от Российского Синода экзарх, и Грузинская Церковь превратилось просто в экзархат, и так это было до Февральской революции 1917 года. Конечно, с точки зрения канонической, это было прямое насилие, и поэтому автокефалия Грузинской Церкви отмененной таким образом считаться не могла, но фактически Грузинская Церковь не могла быть самостоятельной, и туда тоже распространилось действие этого петровского беззакония, которое существовало в России еще с XVIII века, — синодального строя. И поэтому не удивительно, что в 1917 году, как только пал тот режим, который установил синодальный строй, Грузинская Церковь немедленно объявила о своей самостоятельности. И хотя патриарх Тихон не хотел этого признавать, потому что считал, что для приобретения такой самостоятельности нужна была каноническая процедура, но, конечно, это была неправильная позиция, потому что с точки зрения канонической, эта самостоятельность Грузинской Церкви никуда и не исчезала, и как только внешние условия, позволявшие поддерживать беззаконное подчинение Грузинской Церкви Российской, исчезли, естественно, автокефалия сразу восстановилась. Строго говоря, это даже было нельзя назвать восстановлением автокефалии, потому что никто ее и не отменял, а незаконные действия, предпринятые в XIX веке по отношению к Грузинской Церкви, никак не могли создать никаких канонических условий.

А в ХХ веке Грузинская Церковь подверглась всему тому, чему подверглись другие Православные Церкви во всем мире. С одной стороны, там большинство пошло по пути экуменизма, т.е. путем века сего; да и сергианство в Грузинской Церкви тоже было, т.к. Грузия входила в Советский Союз; и фактически, официальная Грузинская церковь до сих пор находится в “мировом православии”. Хотя не так давно она, по настоянию верующих, вышла из Всемирного совета церквей, но тем не менее, они сохраняют общение со всеми экуменистами и еретиками, т.е. патриархами Константинопольским, Московским, Антиохийским и другими, и поэтому выход из ВСЦ ровно ничего не меняет, и “официальная” Грузинская церковь остается точно таким же экуменическим сообществом, как и Московская патриархия. Но в Грузии, так же как и в других некогда православных странах, выделилось православное меньшинство, которое прервало общение с Грузинской патриархией; и хотя сейчас у них там нет своего епископа, живущего в Грузии, но это считается временным положением. Истинно-Православная Церковь Грузии находится в общении и под временным управлением Истинно-Православного Синода, находящегося в Америке в Бостоне. И весь этот Синод, в том числе Истинно-Православная Церковь Грузии, единоверны с нашей Российской Церковью. И потому надо особенно стараться почитать те праздники, которые связывают нашу Православную Церковь с другими Православными Церквами, единоверными нам. В частности, вот сегодня такой праздник, который связывает нашу Церковь с единоверной Церковью Грузии.

Еще очень приятно, что к нам в храм периодически заходят грузины. Не знаю, почему они так любят это место, но это факт, и они даже подают записки на грузинском языке. О чем они думали сначала, когда подавали такие записки, я не знаю, но поскольку я могу разобрать эти буквы, то в конце концов мы повесили официальное объявление, что можно подавать записки на грузинском языке, чтобы они не стеснялись. Те грузины, которые к нам ходят, они скорее захожане, чем прихожане, т.е. они любят постоять, помолиться, поставить свечку, но они не причащаются и не исповедуются, и это, конечно, говорит о том, что они недостаточно воцерковлены, но возможно, что в будущем это дело исправится.

Потому будем радоваться тем дням, в которых мы сейчас находимся, продолжающемуся празднику Пасхи, и тому, что эти дни приносят нам некоторые особые поводы для радости — вот, в частности, общение с другими Православными Церквами, как сегодня общение с Православной Церковью Грузии. Аминь.