Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

В этот день совершается память предков Христа по плоти.Два родословия Христа в Евангелии и их отличие. Значение родословия в Евангелии от Матфея. Седьмая седмица поколений после Христа — последняя, т.е. все христиане живут в последнее время. Церковь живет седьмую тысячу лет. Божественный Свет будет адским огнем для тех, кто не захотел спасения со Христом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшний праздник называется Неделя святых Отец — так всегда называется воскресенье перед Рождеством Христовым. Как предыдущее воскресенье, которое было Неделей Праотец, так и нынешняя Неделя святых Отец говорит нам не о всех, кого мы называем святыми отцами и не о новозаветных святых, которых мы обычно по преимуществу называем святыми отцами, а именно о тех, кто просиял в Ветхом Завете, кто просиял до Христа и подготовил Его пришествие. Но если в Неделю Праотец мы совершали память в основном всех ветхозаветных праведников вообще, то сегодня мы совершаем в исключительном смысле память святых отец, т.е. предков Христа по плоти. И потому Евангелие от Матфея, которое мы сегодня читали за литургией, содержит именно родословие Христа, перечисляя тех, от кого Он родился по плоти. Память именно этих праведников мы совершаем сегодня.

И вот, в Евангелие от Матфея входит такой, вроде бы, малопознавательный отрывок, где перечисляются три раза по четырнадцать каких-то непонятных нам имен. Более того, они далеко не все являются именами праведников. Конечно, о некоторых из этих людей мы знаем, что они были великими праведниками, и об этом говорится в Ветхом Завете — например, о царе Давиде или об Аврааме, Исааке и Иакове; но о некоторых других ничего такого не говорится, и они были людьми довольно-таки обыкновенными, судя по тому, что о них можно узнать из Ветхого Завета; а о некоторых говорится, что они не только не являются праведниками, не только не являются теми, кто жил грешно, а потом покаялся, как Езекия или Манассия, которые упоминались в сегодняшнем Евангелии, но сказано, что они прокляты, как те израильские цари, которые царствовали после Соломона, — эти цари не покаялись в своих беззакониях, они безусловно наследовали вечную погибель. Более того, в Евангелии от Луки тоже есть родословие Христа, которое составлено по другому принципу, и там имен этих царей просто нет, они пропущены, как не бывшие, потому что родословие в Евангелии от Луки перечисляет именно тех, которые сами были благословенны и через кого шло благословение, и поэтому неправедных там нет. Господь сказал, что Он может из камней создать детей Аврааму, и то, что какие-то люди по плоти являются детьми Авраама, совсем не означает, что они на самом деле — дети Авраама; и вот это как раз относится и к тем израильским царям, которые уклонились в идолопоклонство и тем самым отпали от благословения, и в духовном смысле они не входят в родословие Христа. В каком же смысле они входят в сегодняшнее родословие Христа, почему они упоминаются сегодня?

Прежде чем ответить на этот вопрос, зададимся другим вопросом: зачем вообще это читается как родословие Христа, если в конце оказывается что это родословие Иосифа Обручника, и сразу после родословия в Евангелии от Матфея рассказывается, почему Иосиф не был по плоти отцом Христа. Зачем тогда вообще нам нужно знать его родословие? А затем, что это родословие — не по плоти. Хотя смысл здесь не тот, что в Евангелии от Луки, где перечисляются именно праведники, через которых шло благословение Божие, а смысл тут другой. Какой же? Родословие, которое мы читали сегодня, показывает место Христа в истории нашего спасения. И поэтому, не довольствуясь перечислением имен, Евангелист в конце делает вывод (потому что мы сами не догадались бы, наверное, сосчитать), что от Авраама, от которого он начинает родословие (не от Адама, как в Евангелии от Луки, а именно от Авраама), до Давида — 14 поколений; от Давида до переселения Вавилонского, т.е. до Салафииля, — еще 14 поколений; и от переселения Вавилонского (т.е. от возвращения из Вавилона) до Христа — еще 14 поколений. Что это означает? Три раза по четырнадцать — это шесть раз по семь. Получается, что Христос родился в конце шести седмиц поколений, прошедших после того, как был дан Завет, и начал собою седьмую седмицу поколений. А семь — это совершенное число; седьмая седмица — последняя, и она показывает, что те поколения, которые будет после Христа до скончания мира — это поколения последние. Мы знаем, что эти поколения не всегда измеряются физической сменой поколений, хотя именно физическая смена поколений от Авраама до Иосифа, мнимого отца Христа, была положена в основу родословия у Евангелиста Матфея. Это символическое родословие указывает нам на то, что мы живем в последние времена.

Действительно, святые отцы говорят, что Христос воплотился в последние времена, и все времена, которые настали после воплощения Христова, называются последними, потому что никаких более последних времен уже не будет. Последние времена — это те времена, когда уже произошло последнее из всего, что должно свершиться перед концом мира. Второе пришествие — это уже не перед концом, а самый конец мира, конец последних времен. А сами последние времена — это те, когда уже свершилось то, что должно было произойти в конце — т.е. воплощение Христово, приход Мессии. И вот, это родословие по поколениям показывает, что от первого Завета, который был заключен Богом с Авраамом, прошло шесть седмиц поколений, и это означает, что оставшаяся седмица поколений — седьмая и последняя.

Этому символическому счету также соответствует и другое раннехристианское исчисление, согласно которому за семь тысяч лет (но семь тысяч символических, с учетом того, что у Бога может быть “один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день”) должна совершиться вся мировая история, и до Христа прошло шесть тысяч лет, как писали некоторые раннехристианские авторы, а Церковь сейчас живет в седьмой тысяче. Но мир, который находится вне Церкви, продолжает доживать шестую тысячу лет. А седьмая тысяча лет, в которой живет Церковь, — это уже вечность, которая, однако, сосуществует еще с этим миром. А когда этому миру придет конец, то наступит восьмая тысяча лет или, можно сказать, восьмая седмица поколений, т.е. уже выход в бесконечность. Тогда уже не будет никакого мира, история закончится, и будет только Царствие Небесное, где Бог “будет всяческая во всех”, а те, кто не войдут в Царствие Небесное, останутся вне всего. И вот, это их бытие вне всего, когда они сохраняют свою индивидуальность, но оказываются отпавшими от жизни, но не уничтоженными, — это и есть ад. И я напомню, хотя все должны это и так знать, что не существует никакого особенного вещественного адского огня и даже никакого невещественного адского огня, а адский огонь — это то же самое, что для праведных будет Божественным Светом, который их просвещает и делает богоподобными, и является для них светом божественной любви. Вот эта самая Божественная Любовь, которая действует на всех, будет действовать на тех, кто не захотел ее принять, не изнутри, а снаружи, уже не как просвещающий свет, а как огонь. И вот, это тот самый огонь, в котором закончится мировая история и в котором погибнет весь этот мир, и который будет адским огнем для тех людей, которые не захотели спасения со Христом.

И вот, на то, что после Христа начнется именно этот период, указывает нам Евангелист Матфей, который в родословной ставит Христа в начале седьмой седмицы поколений после Авраама. Вот как все это оказывается важно. Вообще, такие вот самые, казалось бы, скучные тексты, скучны именно потому, что непонятны. А когда они становятся понятны, будучи расшифрованы, то они открывают даже гораздо больше смысла, чем какой-нибудь с самого начала ясный и понятный текст. Потому такие тексты и важны, что, как при объяснении какого-нибудь закона физики используются формулы, так и такие вот как бы зашифрованные тексты Священного Писания используются для объяснения важных вещей, касающихся нашего спасения.

Господь да подаст нам разуметь Писания, чтобы сначала их разуметь, а потом это разумение воплощать в своей жизни, исполняя их. Аминь.