Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Различные пророчества о том, откуда придет Мессия, а также другие пророчества о Нем, на первый взгляд, непонятные. Чтобы действительно признать во Христе Мессию, надо было понять, что Он — Тот самый, о Котором говорили пророки. Назидание из этого для нас: воля Божия познается через разные мелкие детали нашей жизни. Первичный признак несогласие с волей Божией — увлечение ума во время молитвы на какие-то приятные или неприятные предметы. Если мы не будем исполнять те заповеди, которые мы понимаем, то Господь нам не даст понять более тонких вещей.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали за литургией евангельское чтение Недели по Богоявлении, т.е. ближайшего воскресного дня после Крещения Господня. И там рассказывалось, что Господь после того, как пробыл 40 дней в пустыне, где был искушаем диаволом, отправился в Галилею, в землю колен Завулона и Неффалима, для того чтобы оттуда уже выйти на проповедь. Казалось бы, это достаточно незначительная деталь. Но Евангелист говорит, что это Он сделал для того, чтобы исполнить пророчество Исаии, где говорится, что “земля Завулоня и земля Неффалимля, Галилея язык, людие, сидящие во тьме и сени смертной, свет возсия им”, — таким образом пророк Исаия дает понять, что именно оттуда явится Мессия. Но если мы вспомним, сколько было разных пророчеств о том, откуда именно явится Мессия, то мы можем удивиться, что же здесь такого важного? Ведь в книге пророка Исаии говорится и о том, что Господь явится из Египта: “Из Египта воззвах Сына Моего”. Евангелисты тоже вспоминают это пророчество, указывая, что Господь его исполнил во время бегства в Египет, откуда Он пришел, хотя еще будучи младенцем, в Иудею. А если мы посмотрим и других пророков, которые пророчествовали о приходе Мессии, то мы там найдем и другое; и прежде всего вспоминается пророчество Михея о Вифлееме; его вспомнили и те книжники, которых призвал Ирод и вопросил, откуда надлежит явиться Христу. И поэтому именно в Вифлееме были избиты младенцы. И вот, получается, что существует столько много пророчеств о том, откуда должен явиться Мессия; вроде бы они друг другу противоречат, потому что называют разные места — то Вифлеем, то Галилею, то Египет. Но оказывается, что все эти пророчества истинны. Потому что Мессия является и из Вифлеема, потом из Египта, а потом и из Галилеи — хотя, казалось бы, в Галилею Он совсем искусственно отошел, просто взял и ненадолго зашел перед тем, как после искушения в пустыне начать Свою проповедь. На первый взгляд, такое незначительное событие…

Мы можем вспомнить и другие пророчества о Мессии, которые Он тоже исполнил, и которые кажутся еще более странными. Например, когда в Евангелии говорится, что во время распятия Христу не перебили голени, как разбойникам, распятым рядом с Ним, указывается, что это совершилось, с одной стороны потому, что воины не видели в этом нужды, поскольку Иисус уже умер, а с другой стороны — ради исполнения пророчества: “кость да не сокрушится от него”. Что это за пророчество? Вроде бы это никакое и не пророчество, а просто отрывок из объяснения в книге Исход того, как нужно съедать пасхального агнца. Т.е. это практически кулинарный рецепт: агнца надо печь целиком, не ломая костей. И это оказывается пророчеством относящимся ко Христу, причем таким вот важным, объясняющим, почему Ему не перебили голеней при распятии. И вот, много-много таких совпадений в Священном Писании; одни из них отмечены Евангелистами, другие не отмечены — т.е. цитаты приводятся, но никак не объясняются, например, про “хлеб, сшедый с небесе”. И человек может читать Евангелие и просто пропускать те пророчества, относительно которых Евангелисты не дают ссылку на источник, а о тех пророчествах, на которые ссылки даются, недоумевать: “что это за пророчество такое? подумаешь…” Конечно, и такой читатель Евангелия тоже что-нибудь поймет из прочитанного, но явно не очень глубоко.

Чтобы действительно признать во Христе Мессию, надо было понять, что Он — Тот самый, о Котором говорили пророки. Не то, что Он явился, вот, непонятно какой и откуда, — а именно это Тот, Которого Бог обещал с самого начала, при заключении завета сначала с Авраамом, а потом с Моисеем, а затем говорил о Нем через многих пророков. А иначе Его просто невозможно было бы узнать. И иудеи тогда были бы не виноваты в том, что Его отвергли; а самое худшее было бы то, что никто Его не принял бы, как Мессию. А поскольку было много пророчеств о Нем, которые Он исполнил, то ученики, которым дался “ум разуметь Писание”, Его признали. Но это относится к истории. А сейчас, вроде бы, Мессия уже пришел, нам, христианам, Его признавать не надо; когда Он явится во втором пришествии, тогда тоже никаких проблем не будет, тогда его признают все. Какое же тогда назидание для себя мы можем извлечь из сбытия ветхозаветных пророчеств, о котором говорит Евангелие?

Мы можем это понять из этого, что воля Божия в нашей жизни познается из таких вот обычно мелких деталей. Потому что мы неизбежно время от времени приходим к тому, что бьемся лбом об стену, у нас происходят какие-то тяжелые события, мы вынуждены смириться перед силой обстоятельств и не можем никуда деться; от нас здесь уже ничего не зависит, и мы можем только уразуметь волю Божию. Это касается смерти наших близких и нашей собственной, а также разных менее тяжелых обстоятельств, на которые мы никак не можем повлиять. Но конечно, уразумение воли Божией дается и в каких-то гораздо более мягких обстоятельствах. Потому что Господь все время стремится нас поправить, потому что мы все время ошибаемся, а Он хочет нашего спасения, и Ему все время есть в чем нас поправить. И обычно это такие вот слабые и невнятные для того, кто не хочет слушать, указания. А мы должны хотеть слышать эти указания Божии. Например, самое простое указание Божие — это когда мы во время молитвы начинаем очень сильно отвлекаться мыслями о каком-то предмете, приятном или неприятном (это совершенно неважно); это означает, что у нас недолжное расположение к этому предмету. Если это неприятный для нас предмет, то отвлечение на него означает, что мы сверх меры огорчились, или поддались помыслам мести и гнева (если речь идет о людях), или помыслам безнадежия и неверия в Бога (если речь идет об обстоятельствах). А если это приятный предмет, то увлечение им означает или что у нас пристрастное к нему отношение, или что мы поддались помыслам тщеславия (что мы кому-то нравимся, или что мы так себя ведем, что нравимся другим, или что мы лучше других), или, может быть, мы просто поддались совсем грубым помыслам душевного или телесного удовольствия. И вот тем, что это мешает нам молиться, что происходит явное рассеяние ума, что Господь не дает нам дара собрать сердечное внимание, — уже этим Он дает нам уразуметь, что с нами происходит что-то не то. Конечно, дальше, если мы не вразумляемся таким способом, возникают новые обстоятельства, может быть, еще не столь фатальные, но все же неприятные — например, у нас что-то не получается или получается не так, как мы хотим. Мы должны из всего извлекать уроки. Хотя мы не должны охать и ахать, что вот, произошло очередное “мистическое совпадение”, — так делать тоже неправильно, т.к. может привести в прелесть. Мы везде должны стараться познать волю Божию. Признаком несогласия с волей Божией является то, что в результате нашей деятельности происходит нарушение заповедей, а еще раньше происходит то, что мы теряем память Божию и страх Божий именно в каком-то конкретном деле, где мы ведем себя неправильно.

А в чем состоит воля Божия — это понятно: это прежде всего исполнение заповедей. Потому что если мы начнем исполнять те заповеди, которые мы сейчас уже знаем, и знаем, как нам их в нашей нынешней жизненной ситуации исполнять, то Господь даст нам уразуметь Его волю и в более тонких и сложных вопросах. А если мы не исполняем то, что мы уже разумеем, то тем более Господь не даст нам уразуметь то, чего мы не разумеем. И вот так же мы должны читать и Священное Писание — понимая, что там очень много разных этажей смысла, и стараясь читать так, чтобы понимать эти смыслы, в то же время смиренно сознавая, что всего мы не поймем никогда. И если мы что-то поняли, то мы должны не тщеславиться, а смиряться через это сознание, что мы не можем понять всего, и что даже то, что мы поняли, может быть, правильно, — это ничтожная часть по сравнению с тем смыслом, который там содержится. Господь да подаст нам разуметь Священное Писание и, главное, вообще разуметь Его спасительную волю, ведущую нас в Царствие Небесное. Аминь.