Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Евангельская история о чудесном улове рыб; ее сходство и различие с историей об изгнании бесов из гергесинского бесноватого. Жители Гергесинской страны были привязаны к своей собственности, а Апостолы все оставили ради следования за Господом. Мы должны не просто веровать в Господа, но и идти за ним, а не променивать Его на какие бы то ни было привязанности к вещам, людям или занятиям. VII Вселенский Собор — история созыва и итоги; почему патриархом был избран Тарасий — человек мирской, а не из духовенства. Обоснование иконопочитания Собором.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали в Евангелии рассказ о том, как Господь пришел к Апостолам, которые ночью ловили рыбу на двух лодках, но ничего не поймали; как Он вошел в одну из этих лодок и стал с нее поучать народы, а потом сказал, чтобы Апостолы забросили сети в море, и они вытащили такое большое количество рыбы, что обе их лодки стали проседать и почти затопляться водой. И тогда апостол Петр сказал: “Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный”. И все они пришли в страх, потому что увидели в Господе некую сверхчеловеческую силу. Но Господь не только не вышел, а сказал, что теперь апостол Петр будет ловцом человеков.

Мы знаем и другой пример из Евангелия, когда жители страны Гергесинской, где Господь исцелил бесноватого, который наводил страх на всю тамошнюю округу, сказали Господу, чтобы Он у них не задерживался, а поскорей бы ушел, — не потому, что они не верили, что Ему присущи всякие сверхъестественные способности, а именно потому, что верили, но не хотели с Ним оставаться. И, как мы все знаем, Он действительно ушел от них. Но между жителями страны Гергесинской и апостолом Петром и другими Апостолами, о которых мы слышали в сегодняшней истории, усматривается еще и другое различие. Ведь жителям страны Гергесинской Господь нанес материальный ущерб, потому что бесы, вышедшие из бесноватого, вошли в стадо свиней, которое им принадлежало, и все это стадо свиней погибло, бросившись в море, т.е. в Геннисаретское озеро. А тут получилось наоборот: Господь принес Апостолам по тем масштабам огромный материальный достаток, который могли получить рыбаки, т.е. такой улов, какой они не могли бы собрать за много дней. Но что сделали Апостолы и чем кончается сегодняшний евангельский рассказ, который мы читали? — Тем, что они, наоборот, оставили то, что у них было, т.е. не стали этим пользоваться, а ушли и пошли за Господом, а вся эта рыба так и осталась пропадать. Вот, здесь и видно, как по-разному относятся к материальным благам Апостолы — истинные ученики Христовы — и жители страны Гергесинской, которые привязаны к своим свиньям, когда те и другие убеждаются, что Христос — больше, чем простой человек, причем и те, и другие в это верят.

Но верить можно по-разному. Как мы знаем, первыми, кто исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, были бесы, которых Господь изгонял из бесноватых, поэтому они, конечно, верили, но ко спасению им это не послужило. Поэтому нам мало знать, что Господь — это Сын Божий, мало в Него веровать в таком смысле, а надо действительно за Ним следовать. И именно из-за готовности последовать за Ним, которую господь видел у Апостолов, особенно у апостола Петра, и не видел у жителей страны Гергесинской, Он так по-разному к ним отнесся: от жителей страны Гергесинской Он действительно ушел, а к Апостолам Он, наоборот, пришел и сказал, что теперь они будут “ловить человеков”. Потому что действительно это то, что мы должны делать, — и даже это происходит само собой, если мы стяжем Духа Святаго, т.е. если мы действительно идем за Господом, — стать не ловцами рыбы, а ловцами человеков; и именно об этом святой Серафим Саровский сказал свою знаменитую фразу: “Стяжи дух мирен, — т.е. сделай свой дух мирным в Господе, — и вокруг тебя спасутся тысячи”.

Но конечно, это относится не только к материальным ценностям вроде свиней и рыбы, которые мы должны, не задумываясь, оставлять, чтобы пойти за Господом, а относится и ко всему, что нас связывает с миром: это и привязанности к людям, которые существуют у нас просто потому, что нам кто-то симпатичен, или кто-то — наш родственник, и нам нравится чье-то общество, — а вовсе не потому, что Господь нас поставил в определенные отношения к этому человеку, и мы должны либо о нем заботиться, либо сами принимать от него помощь; это и наши привязанности ко всяким нашим занятиям и увлечениям, которые могут быть и не связаны напрямую ни с какими людьми. На все это мы, действительно, очень легко Господа промениваем. Хотя мы, занимаясь чем бы то ни было, даже самым, казалось бы, мирским и низким делом, должны понимать, что все это мы делаем только для того, чтобы мы могли служить Господу, чтобы наше тело не изнемогло, например, чтобы мы могли молиться, могли приносить кому-то помощь, но не потому, что нам просто не нравится терпеть болезни, — и это рассуждение можно отнести ко всему.

А кроме того, в сегодняшнее воскресенье, т.е. в ближайшее воскресенье после 11 октября по церковному календарю, совершается память VII Вселенского Собора — того Собора, который был в городе Никее (там же, где и I Вселенский Собор) в 787 году, и который восстановил почитание святых икон. У нас есть еще больший праздник святых икон — это первое воскресенье Великого Поста, Торжество Православия. Тогда было уже второй раз восстановлено иконопочитание, потому что через несколько десятилетий после VII Вселенского Собора иконопочитание опять было отвергнуто еретиками и императорами, и снова некоторое время господствовала ересь, и только в 843 году иконопочитание было восстановлено — и память этого события совершается в первую неделюВеликого поста. А сегодня память VII Вселенского Собора, когда первый раз — и этого хватило на несколько десятков лет — было восстановлено иконопочитание после нескольких десятилетий господства ереси. Ересь стала распространяться где-то после 726 года; в 730 году святой патриарх Герман, который отказался ее принять, был низложен и сослан, в ссылке он и умер; потом патриархами были только еретики, императорами были только еретики; и так продолжалось до 784 года, когда еретиками был поставлен патриархом такой по-своему благочестивый человек, который понимал, что иконоборчество это ересь, и от него надо отказываться, но в то же время он понимал и другое — что сам он не может содействовать общецерковному отказу от ереси, потому что он сам в ней всю жизнь прожил, в ней воспитан, авторитета никакого иметь не будет, и единственное, что он мог сделать — это передать власть тому, кто станет новым патриархом и действительно сможет от ереси отказаться. А среди тогдашнего духовенства таких людей просто не было, потому что все они, включая церковное начальство, были либо сознательными еретиками, либо им просто было все равно, во что верить, лишь бы занимать свои церковные посты, — как это бывает, в общем-то, в любой религии. И выход был найден такой: нашли человека светского, который сделал уже некоторую придворную карьеру и совершенно не помышлял о том, чтобы быть патриархом. Этого человека как раз и сделали патриархом, потому что именно в силу того, что он был человеком светским, он верил не потому, что ему это было надо “по работе”, а потому, что он действительно был верующим человеком, человеком православным. Его и сделали патриархом — это был святой патриарх Тарасий, — и уже при этом патриархе стало возможным созвать Собор, причем только со второй попытки, потому что при первой попытке иконоборческая армия просто заявила, что всех перебьет, если попытаются собрать Собор, и потому в 786 году попытка провалилась; пришлось отсылать эту армию подальше к границам империи повоевать, и уже только после этого стало возможно собрать Собор, через год, в 787 году, который низложил иконоборцев и проклял всех тех патриархов, которые были иконоборцами в течение всех предшествовавших десятилетий.

А кроме того — и это, конечно, было главным, — этот Собор объяснил, хотя далеко не целиком, но в самых главных аспектах, почему православная Церковь почитает святые иконы, почему это так важно. Конечно, самое первое и общее объяснение заключается в том, что если Господь Иисус Христос, будучи Богом, действительно по-настоящему воплотился, то описывая Его как человека, мы получаем не просто портрет человека, а изображение Бога. Хотя, конечно, Бог сам по Себе неописуем по Божеству, но изображение Его возможно — по человечеству Христа. А самый, может быть, главный богословский тезис, принятый на VII Вселенском Соборе, касался того, что в иконе святого: в иконе и во всех так называемых церковных символах — т.е. и в священных сосудах, и в различных изображениях не только на стенах в виде фресок и на досках в виде икон, а также в изображении креста и в различных предметах используемых в богослужении, и, что очень важно, в мощах святых (потому что иконоборцы мощей святых тоже не признавали и выбрасывали их), — во всем этом реально присутствует Бог, присутствует не по сущности Своей, потому что по сущности все эти предметы остаются тем же, чем и были (т.е. металлом, деревом или стеной и т.д.), а Своими нетварными энергиями, которые иначе называются благодатью. Но так как эти энергии нетварны, то это — Сам Бог, и поэтому в любом церковном символе Бог присутствует по-настоящему, и именно поэтому Бог оказывается почитаемым в этих церковных символах, частным видом которых являются иконы. А другим частным видом таких символов являются, например, просфоры после проскомидии — те, что даются с запивкой после причастия. Святые Дары — это вообще особое дело; а вот те просфоры, над которыми читаются специальные молитвы, имеющие свое символическое значение в богослужении, и которые потом даются верным — не как причастие, а просто для вкушения, — это тоже своего рода иконы, хотя о сходстве изображения с чем бы то ни было в данном случае говорить невозможно. Т.е. бывают изображения сходные, бывают несходные, но важно, что это происходит в Церкви, и Церковь, являющаяся Богом по благодати, делает то, что делает Бог, — т.е. обеспечивает присутствие Божие в своих собственных символах. А особенно с богословской стороны иконопочитание объяснил святой Иоанн Дамаскин; он уже скончался ко времени VII Вселенского Собора, и иконоборцы его уже успели проклясть на своем соборе в 754 году; но именно на его учение опирался VII Вселенский Собор и прославил его во святых.

Молитвами отцов святого VII Вселенского Собора, Господь да подаст нам не бояться Его присутствия, которое нас, христиан, всегда в жизни встречает, и особенно в богослужении и во всей нашей жизни церковной, — а, сознавая свою греховность, все-таки быть такими, как апостол Петр, чтобы Господь с нами остался и даже, может быть, сделал нас ловцами человеков. Аминь.