Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Мученики Маккавейские — образец для всех христианских мучеников. Они принесли свою кровь как жертву за очищение народа и стали прообразом Христа. История установления в этот же день праздника в честь Креста. В последние дни перед началом осени надо постараться покаяться и внутренне собраться, чтобы не быть сломленными будущими нагрузками.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем двойной праздник — это и один из нескольких в году праздников в честь Креста, и праздник святых мучеников Маккавейских, которые еще во II веке до Рождества Христова, еще в Ветхозаветной Церкви просияли мученичеством и стали образцом для всех последующих мучеников. И они не только стали образцом для христианских мучеников, которые все смотрели на их пример, но стали и образом страданий Самого Господа Иисуса Христа, о чем и говорится в книгах, написанных в их память. Этих книг всего четыре, а в славянской Библии три; все эти книги писались в разное время, начиная со II века до Рождества Христова и кончая уже новозаветным периодом, I веком по Рождестве Христовом; но все они отражают понимание мученичества, которое было свойственно Ветхозаветной Церкви. А понимание это состоит в том, что мученики Маккавейские отдали свои души за народ — народ тогда в массе своей, конечно, отступал от Бога, потому что были гонения, но эти мученики не отступили даже, казалось бы, в малом, они не стали нарушать Закон Моисеев в отношении пищи, не потому, что пища важна сама по себе, а потому, что важен Закон Моисеев, и таким образом, как сказано в IV Книге Маккавейской, они стали “вместодушием” за народ, т.е. они отдали свои души за народ, — такое там прямо слово употребляется в греческом тексте, неологизм, “вместодушие”. И потом в очень похожих словах в Библии будет говориться о страданиях Христа — что Он тоже пострадал за народ.

И вот, этот праздник 1 августа старого стиля в честь Маккавейских мучеников — он очень древний, и даже неизвестно, когда он возник, потому что издавна на могиле этих мучеников в Антиохии совершалось празднование, которое прослеживается с очень раннего времени, уже с IV века, и можно предполагать, что оно существовало еще в ветхозаветное время. Смысл этого празднования тот, что кровь этих мучеников, их смерть является очистительной, как очистительна была кровь ветхозаветного козла, приносимого в День Очищения, чтобы очистить грехи народа: мученики Маккавейские совершили этот чин очищения не в один определенный для этого день в году, а в тот день, когда они пострадали, и не кровью жертвенного животного, а своею собственной кровью. И потом, как мы понимаем, все это, согласно апостолу Павлу, который особенно в Послании к Евреям подробно это объясняет, применилось ко Христу. И поэтому не случайно уже более поздний и христианский праздник Креста тоже стал совершаться в этот день. Потому что для христиан понятие Дня Очищения, очищения кровью, пролитой за грехи народа, связано со Христом. И потому память самого мученичества, которое было прообразом и как бы пророчеством о будущем страдании Христа, в христианской традиции стало сочетаться с еще одним днем памяти самого страдания Спасителя. Поэтому мы празднуем сегодня и память мучеников Маккавейских, и праздник в честь Креста.

А почему этот праздник в честь Креста был установлен, многие помнят, — потому, что был большой мор, и вообще август в Византии считался месяцем тяжелым, когда, отчасти из-за жары, случались всякие эпидемии, да и сейчас можно сказать, что многие, живя совсем уже не в византийском климате, а в нашем, считают август тяжелым месяцем. И вот, в первый день августа как раз и совершается такое особое празднование. В Византии в этот день совершались процессии по городам, и в свое время, когда в Константинополе прошли крестным ходом, перестала эпидемия, свирепствовавшая там, — и в память этого остался дополнительный праздник Креста.

Мы сейчас тоже вступаем в тяжелое время года, наиболее напряженное. Оно для всех нас связано с осенью. Так всегда бывает, наверное, потому, что ритм жизни у нас такой; а может быть, это как-то связано с какими-то биологическими закономерностями; но как бы это ни объяснялось, это так. И в начале этого периода, когда мы входим, можно сказать, в новый год, потому что для всех дел и всякой жизненной активности новый год наступает, скорее, не зимой, а именно в начале осени, Церковь нас напутствует несколькими праздниками. В народе они называются Тремя Спасами и праздником Успения. Сегодня первый из этих праздников, следующим будет Преображение Господне, потом Успения, и наконец — Спаса Нерукотворного, на следующий день после Успения. И вот, надо постараться, вступая в полосу этих праздников, как-то сосредоточиться, покаяться, потому что праздники призывают к покаянию, и недаром сегодня начинается пост, который тем более призывает к покаянию, — сосредоточиться прежде всего на том, в чем нам надо каяться, и покаяться, стараться причащаться и исповедоваться, стараться молиться и не отвлекаться ни на что постороннее и ненужное, понимая, что сейчас время, когда каникулы у нас еще не вполне закончились, и что сейчас у нас не такие напряженные дни, какими они будут осенью, — и стараться использовать это пока еще относительно свободное и тихое время для того, чтобы сосредоточиться и внутренне собраться, и тогда нам будет не страшно то, что начнется в сентябре, когда нагрузки наши неизбежно увеличатся, особенно нервные, но и физические, конечно, тоже. И тогда мы все равно будем со Христом. Потому что на кого плохо действуют подобные нагрузки? Они раскалывают человека тогда, когда в нем есть трещины или когда он плохо закреплен, образно говоря, на своем месте. Когда что-то плохо привинчено и болтается, понятно, что нагрузки могут это оторвать. Вот, нам надо быть хорошо привинченными к своему месту, надо хорошо закрепиться и не болтаться, надо смотреть, чтобы в нас не было никаких трещин. За этим надо, конечно, следить все время, но особенно тогда, когда у нас бывают всякие каникулы. Сейчас у нас каникулы, можно сказать, почти закончились, но нам даны специальные дни, которые напоминают нам о том, что мы должны сделать. И Бог даст, мы сделаем это для того, чтобы по-христиански прожить и наступающий год, и, самое главное, по-христиански отойти в жизнь вечную. Аминь.