Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Праздник всех святых, принадлежавших к Российской Церкви. Почитать память местных святых — древнехристианская традиция. Мы всегда будем продолжателями дела либо российских святых, либо их явных и неявных гонителей. Русская Церковь принесла огромное число святых, но в то же время упустила основную массу народа, который устроил революцию, в результате чего церковная структура была сметена до основания. В недрах антиканонической структуры просияло много святых, но среднего уровня нормального православного народа не было. Сейчас мы стараемся возрождать Российскую Церковь. Нужно жить по учению святых отцов и стараться весь ритм своей жизни подчинить их учению. Мы не можем относиться к церковной жизни и к причащению так, как большинство наших предков, потому что Господь их не потерпел, а нас тем более не потерпит. Надо делать то, что мы можем сделать для нашего спасения, не откладывая на потом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшнее воскресенье, в продолжение предыдущего, когда праздновалась память всех бывших и будущих христианских святых, совершается память всех святых, в земле Российской просиявших, и под Российской землей имеется в виду та Россия, которая существовала в 1918 году, когда был установлен этот праздник, т.е. Россия в границах Российской Империи и даже еще шире — в границах Российской Церкви. Поэтому в сегодняшней службе, когда поминаются различные российские святые, между ними поминаются и те, кто жили в Грузии и в Армении и даже в Китае и Японии, хотя Россия никогда не претендовала на то, что Китай или Япония являются ее частью; но Русская Церковь распространилась и туда, и если считать, что Россия там, где Русская Церковь, а не наоборот, то тогда, конечно, справедливо сегодня вспоминаются эти святые.

Но можно спросить: какой вообще смысл праздновать всем святым, просиявшим в какой-то отдельной стране? А смысл тут очень простой и первохристианский. В древности не было праздников в честь святых, просиявших в какой-то отдельной стране, и это традиция нового времени, но хотя такая форма этой традиции и новая, сама традиция древняя, потому что почитать своих местных святых у христиан было принято испокон века, и все места, связанные с памятью сначала мучеников, а потом преподобных и других святых, всегда почитались, и христиане совершали паломничества в те места, где почитались эти святые; это было на уровне городов, а иногда даже и деревень. Это сохраняется и по сей день, и мы знаем, что многие приезжают, например, к нам в Петербург не как туристы, а как паломники, чтобы поклониться блаженной Ксении, Иоанну Кронштадтскому, Александру Невскому и некоторым другим нашим святым, чьи мощи у нас здесь почитают. И если возможен такой вот местный, так сказать, патриотизм в масштабах города, то ничто не возбраняет точно так же особенно говорить и об отдельной стране. А говорить особенно о стране имеет смысл потому, что каждая Поместная Церковь имеет свою особую судьбу и является особым организмом, хотя, конечно, и земным, потому что она ограничена отдельной страной.

И вот, Поместная Церковь Российская была едина, и в ее пределах просияли разные святые, и конечно, те святые, которые были в этой Церкви, в отличие от святых, бывших в других Поместных Церквах, имели перед собой особые препятствия ко спасению и несколько другую помощь ко спасению, потому что другие были жизненные обстоятельства и другая среда. И во многом эта ситуация сейчас у нас сохраняется, а что не сохраняется, того мы все равно являемся продолжателями. Потому что, как бы мы ни жили сейчас — по-христиански или, наоборот, по-антихристиански, — мы будем продолжателями тех традиций, которые уже сформировались в российском обществе. И эти традиции либо церковные, либо псевдоцерковные и антицерковные. И тут выше головы не прыгнешь: мы всегда останемся внутри российской ситуации и будем продолжателями либо дела русских святых, либо дела их противников и гонителей явных и неявных, которые явно, вроде бы, и не были гонителями святых, но реально создавали такие условия, когда святым в мире места не оставалось. Всегда есть люди, которые создают такие условия.

Если посмотреть на количество святых, которых дала Русская Церковь, то оно огромно. И только количество одних Новомучеников, наверное, превзойдет количество всех святых, которые вообще были в Православной Церкви. Но если даже не брать Новомучеников, то все равно российских святых будет очень много, потому что очень большие масштабы имела Российская империя. Поэтому, действительно, можно говорить о Святой Руси как о совокупности русских святых, но, конечно, не как о каком-то государстве, где жили эти святые. Потому что они, как и вообще все святые, не только жили между людей обыкновенных и не святых, но и среди просто гонителей веры. И если говорить о том, чем наша Церковь так вот особенно плодовита, то надо сказать, что святыми. Но в то же время придется сказать, что наша Церковь, принеся столько святых, упустила основную массу народа. Да, святыми в Русской Церкви, как, впрочем, и в любой другой Церкви, можно было стать, и многие ими становились; но просто народу оставаться в целом в православии было труднее. Действительно, Церковь в течение нескольких веков как-то вот так изменилась, что потеряла авторитет в глазах народа, и это привело к национальной катастрофе 1917 года, когда люди, вроде бы искренне считавшие себя православными, только лишь потому, что их прельстили куском земли, пошли за вождями, провозглашавшими себя безбожниками и врагами всякой религии. И потом, понятно, вожди народ обманули — и правильно сделали, потому что не надо давать землю тем, кто за нее продает душу, причем даже не только свою. И вот, так получилось, что существовал огромный контраст между тем, сколько у нас святых, и тем, как плохо оказалось устроенной наша Церковь, которая допустила, что народ отпал от нее в своей массе и устроил революцию, после чего вся эта церковная структура, бывшая в России, была просто как нечто, не подлежавшее реконструкции и ремонту, как нечто нечистое, снесена до основания, и остался только “подвал” — Катакомбная Церковь, а какие-то обломки разлетелась за границу.

Да, вот такая наша Российская Церковь: с одной стороны — создание какой-то совершенно неправославной и нецерковной структуры, которую Господь не потерпел и которая противоречила всем канонам Церкви и правилам святых отцов, а с другой стороны — столько святых, просиявших в недрах этой структуры, не благодаря, а вопреки ей; но какого-то среднего уровня, так чтобы люди были, если и не святыми, то хотя бы по-настоящему православными, достигать в Древней Руси удавалось с трудом, а в новое время и вовсе не удавалось, почему и произошла катастрофа ХХ века.

Что же можно сказать теперь? Мы, являясь наследниками своих предков, являемся наследниками и какого-то капитала, который они нам завещали, и каких-то задач, которые они не дорешили или даже решили как-то неправильно. И мы должны доделать то, что они не доделали, и исправить то, что они сделали плохо. Самое главное, конечно, что они нам оставили, — это наследие многих святых, их жития, их творения и их мощи. Мы можем к ним обращаться и можем быть уверены, что они услышат наши молитвы. Но от церковно-канонической структуры, необходимой для спасения многих людей, у нас остались к концу ХХ века совершенные развалины. И вот, потихонечку, можно сказать, по кирпичику, восстанавливается церковное здание в последние годы, когда с 1990 года политические условия в России так изменились, что это стало возможно. Но то, что это стало возможно по закону, еще не означает, что это можно так вот сразу осуществить реально, и пока мы с большим трудом с этим справляемся, и дело идет очень медленно. И конечно, тут надо сказать, что епископы, осуществляющие управление Церковью, имеют какие-то свои задачи, люди, которые трудятся на общецерковное благо, имеют свои задачи; но большинство прихожан и духовенства не занимаются ни тем, ни другим, и возникает вопрос: как же тогда каждому из нас участвовать в воссоздании Российской Церкви как по-настоящему канонической структуры, которая могла бы сохранить хотя и не такое огромное количество народа, какое было в Церкви в императорской России, но сохранить так, чтобы эти люди были по-настоящему православными все, а не так, чтобы одни из них были святыми, а все остальные были равнодушны к вере? Как этого достигнуть, что для этого должен делать каждый из нас, если он просто рядовой прихожанин или священник? Это очень просто: надо стараться следовать каноническим правилам, стараться жить так, как учат святые отцы. С одной стороны, все у нас понимают и много говорят о том, что надо каяться, молиться и всему этому учиться у святых отцов. И тут мы как-то что-то пытаемся делать и каяться, если видим, что с чем-то не справляемся, и стараемся исправляться.

Но есть и еще нечто очень важное, чего мы, может быть, и не понимаем, и не занимаемся этим, и даже и не думаем этим заниматься. А именно, это подчинение всего ритма нашей жизни святоотеческому учению. Прежде всего, конечно, это касается нашей постоянной подготовки к причастию. К причастию мы должны готовиться всегда — не в какое-то особенное время года, когда Церковь особенно об этом напоминает, как во время многодневных постов. Такие напоминания и в Русской Церкви, и в Греческой нужны были для огромных масс людей, которые в своей обычной жизни не хотят ни к чему готовиться, а живут какими-то своими интересами, совершенно нехристианскими; и вот, чтобы они совсем от Церкви не отпадали, чтобы хотя бы в посты они вспоминали о христианстве, нужны эти церковные напоминания и увещания о подготовке к причастию. Мы так жить не можем. Господь не потерпел наших предков, которые так жили, потому что и в России, и в Греции Церковь рухнула; нас же Он тем более не потерпит, потому что мы должны смотреть на наших предков и извлекать уроки, если же мы уроков не извлечем и не исправимся, то мы будем гораздо более осуждены, чем они. И поэтому мы должны готовиться к причастию всегда, независимо от того, есть пост или нет; каждый день, который мы провели без подготовки к причастию, это день, когда мы жили как безбожники, не по-христиански, даже если мы в этот день как-то пытались молиться. Потому что православные люди все время живут Телом Христовым, и если они не могут каждый день причащаться, то, по крайней мере, они могут каждый день готовиться к причастию, испытывать свою совесть, каяться внутренне пред Богом, даже и не один раз в день, и причащаться так часто, как часто служится литургия, когда они могут на нее придти, как это и положено по церковным правилам, по правилам Вселенских Соборов, которые никакие обычаи последних веков не имели право отменить.

И вот, будем стараться использовать все, что нам Господь сейчас дал, — а Он нам дал Истинную Церковь, Он нам дал даже возможность молиться в храме (а это уже великая милость сверх необходимого, потому что хорошо, если можно молиться хотя бы в доме), дал нам, самое главное, возможность причащаться. Вот сейчас это у нас есть. Но очень скоро все это может и измениться, и либо от нас всех, либо от кого-то из нас это отнимется. От кого-то из нас это может отняться в том случае, если вдруг изменятся его жизненные обстоятельства и он окажется там, где нет прихода Истинной Церкви; а могут быть и какие-то другие потрясения. И вот, не надо думать, что если сейчас у нас все хорошо, то это так будет всегда, и поэтому мы можем спокойно распоряжаться своим временем. Нет; Апостол Павел говорит, что надо жить “искупующе время, яко дние лукави суть”. Вот именно, “дние лукави”, и если даже нам кажется, что впереди все безоблачно, никогда не надо делать вывод, что это так и будет. Надо всегда думать, независимо от того, что нам видится впереди, что все всегда облачно; и если у нас есть сейчас возможность сделать что-то для нашего спасения, надо это делать, не откладывая на потом, потому что мы не распоряжаемся завтрашним днем. И если мы будем на все стараться смотреть по-церковному, стараться исполнять каноны и жить так, как учат святые отцы, и не слушать тех, кто учит по-другому, — а всегда находятся такие люди, тем более после стольких веков отступлений, вошедших в норму, которая для многих стала единственно возможной, в то время как настоящая церковная норма была забыта. Но мы должны со своей стороны помнить, что мы несем ответственность за то, что могли узнать учение святых отцов и Вселенских Соборов и узнали его, — значит, мы должны его исполнить, и Господь дает нам для этого возможности. Если мы их используем, то Господь даст нам другие для дальнейшего продвижения по пути спасения и вообще подаст нам все, что нужно для спасения. Если же мы не используем данные возможности, то Господь отнимет у нас и то, что мы имеем. Поэтому будем молиться святым, просиявшим в земле Российской, чтобы они уделили нам от елея своего, который они еще могут нам уделить, пока мы находимся еще в этой жизни, чтобы мы старались подражать не их отступавшим современникам, не смогшим удержать Российскую Церковь от вырождения и от последующего почти полного разрушения, а подражали бы святым. Вот, постараемся созидать, а не разрушать, начиная с каждого из нас. Аминь.