Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Подвиг столпничества. Св. Даниил был пророком для Константинополя. Он жил во время после Халкидонского Собора, когда произошло самое главное разделение в христианстве. Волнения в Церкви после Халкидонского Собора, которые привели к завоеванию исламом большой части христианского мира. “Энотикон” императора Зинона и крен в сторону монофизитства при императоре Анастасии после смерти св. Даниила. Восстановление православия императором Юстином I. После отмены “Энотикона” память пророка Даниила стала умаляться, т.к. его имя использовали монофизиты для подтверждения своей ереси. В наше время нужно особенно молиться св. Даниилу Столпнику, чтобы сохранялся мир между православными, и по важным вопросам не происходило слишком поспешных разделений.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святого Даниила Столпника. И может быть, немногие знают, почему этот святой был когда-то так почитаем в Византии, и почему потом его память пришла в забвение. Конечно, никто никогда не переставал его почитать во святых, и из церковных календарей его имя никогда не исключали, но сейчас его имя становится известным только разве что в ряду столпников; столпничество — это такой высокий подвиг, который очень немногие на себя принимали, и потому среди святых довольно мало столпников, и все они на виду, и один из них — св. Даниил, и это люди, которые в течение многих лет (в частности, Даниил Столпник более 30 лет) стояли на столпе и практически не садились, а только облокачивались. В таком подвиге они проводили многие годы, и конечно, ноги у них от этого приходили в крайне болезненное состояние, но они это терпели, и Господь их укреплял, и хотя Он не давал им абсолютного здоровья, но Он позволял им жить с такими болезнями, которые они терпели в течение многих и многих лет, — и при этом, конечно, подавал им многие духовные дары. И именно в V веке столпничество особенно широко распространилось, потому что в V веке жил первый столпник, который избрал такой образ жизни, — св. Симеон Столпник; потом в Сирии и в других местах, в том числе в Константинополе, появились другие столпники, и среди них в том же V веке — св. Даниил Столпник, который взошел на столп в пригороде Константинополя, недалеко от города, примерно в 459 году и стоял там до самой своей смерти в 493 году. И все это время он был для Константинополя как бы своим пророком. Его звали Даниил, так же, как соименного ему ветхозаветного пророка; и действительно, как пророк Даниил в царствование Навуходоносора и для народа избранного, и для нечестивых, и для самого царя был пророком Божиим, так же и св. Даниил Столпник был для всего Константинополя и тогдашних императоров возвестителем воли Божией.

А время то было очень бурным для Церкви, потому что это было время сразу после Халкидонского Собора, прошедшего в 451 году, в результате которого произошло самое большое и самое главное в истории христианства разделение. Напрасно думают, что самое главное разделение в христианстве было в 1054 году, когда Рим окончательно отпал от православной веры и произошло взаимное анафематствование между Константинополем и Римом. В то время отпала западная, мало проникнутая христианством часть мира, а самое главное внутреннее разделение в Церкви, самое большое и наиболее катастрофическое, последствия которого мы до сих пор не преодолели, произошло именно после Халкидонского Собора, когда одни христиане стали утверждать, что во Христе Божество и человечество остаются двумя разными естествами, а другие стали утверждать, что Божество и человечество остаются во Христе после воплощения, но составляют одно естество. И православную веру можно выразить и в той формулировке, и в другой. Тем более, что формулировка об одном естестве принадлежала святому отцу, жившему чуть раньше и к тому времени уже умершему, в православности которого ни одна из сторон не сомневалась. И поэтому на уровне формулировок говорить о чьей-то правоте или неправоте было невозможно; надо было разбираться по существу, а по существу разбираться очень и очень трудно; и вот тогда произошло разделение абсолютно по всему христианскому миру, в том числе и по Константинополю. Цари брали то одну сторону, то другую; возникали разные попытки компромиссов, но из-за того, что они были неудачными, уже в VII веке тогда только народившееся мусульманство воспользовалось этим разделением среди христиан и легко завоевало огромную часть христианского мира. Именно поэтому Египет, Сирия, Ирак и Северная Африка до сих пор остаются под властью мусульман — потому, что в седьмом веке завоеватели воспользовались разделениями среди христиан.

А в V веке, когда жил св. Даниил Столпник, этот процесс только начинался. И несомненно, под руководством св. Даниила император Зинон, который был фактически его духовным чадом, принял особый документ, который по-гречески назывался “Энотикон”, т.е. объединительный, в котором предлагалось вернуться в состояние до Халкидонского Собора: о Халкидонском Соборе там ничего плохого и даже вообще ничего не было сказано, он там совершенно не упоминался, и были анафематствованы те ереси, прежде всего ереси Нестория и Евтихия, в которых особенно подозревали друг друга спорящие стороны. И действительно, произошло в значительной мере объединение православных христиан. Надо сказать, что вся православная иерархия того времени, в том числе все святые отцы, без всякого исключения, приняли “Энотикон” Зенона, и никакой православной оппозиции ему не было; были только немногие непримиримые еретики-монофизиты, которые ему сопротивлялась. Но конечно, при этом в одной Церкви оказались объединены люди с достаточно разной верой, и поэтому в дальнейшем все равно шла дестабилизация, в течение нескольких десятилетий споры продолжали бурлить и в итоге закончились разделением. Потому что после императора Зинона на престол вступил император Анастасий, который тоже был духовным чадом св. Даниила Столпника, и в первую половину его правления, пока Даниил Столпник был жив, все сохранялось в Церкви по-старому; но когда св. Даниил умер, император Анастасий подпал под влияние епископов, которые хотели монофизитской крайности, и тогда императорским декретом (это было уже в 503 году) “Энотикон” Зинона был истолкован другим образом — именно в смысле отрицания “еретического” Халкидонского Собора — того самого, который мы сейчас почитаем как IV Вселенский, — и государственной религией стало жесткое монофизитство, та самая ересь, которую осудил Халкидонский Собор. Православные стали подвергаться прещениям, а спустя еще некоторое время император Анастасий умер, не оставив наследника (т.е. династия прервалась — видимо, потому, что Господь не хотел продолжения этого нечестия в качестве государственной религии), и простой человек, начавший свою карьеру как конюх, стал императором — это был Юстин I, который вскоре привел к власти своего племянника Юстиниана. И конечно, император Юстин, будучи православным, первым делом отменил “Энотикон” Зинона и восставил православие.

Но особое почитание в Константинополе преподобного Даниила Столпника было использовано императором Анастасием для утверждения монофизитской ереси, потому что действительно именно св. Даниил утвердил “Энотикон” Зинона, а поэтому уже легко было доказать, что он якобы утвердил и ту его интерпретацию, которую дали монофизиты, хотя это и было неправдой. А когда император Юстин I окончательно отменил “Энотикон”, получилось, что и почитание преподобного Даниила убавилось. А как велико было это почитание, можно судить хотя бы из того, что когда в царствование императора Зинона в Константинополь перенесли мощи пророка Даниила и мощи святых трех отроков, упоминаемых в книге пророка Даниила, которые до того сохранялись в их гробнице в Месопотамии, св. Даниил Столпник, который тогда был еще жив, завещал, чтобы его похоронили так, чтобы тело было положено поверх мощей пророка Даниила. Казалось бы, в этом можно усмотреть гордыню; но на самом деле в этом был совершенно противоположный расчет: св. Даниил Столпник специально хотел, чтобы его мощи были положены так, чтобы все чудеса, которые будут совершаться от них, приписывали бы мощам древнего пророка, и чтобы даже после смерти преподобному Даниилу не воздавали лишней чести. И действительно, все это было так и сделано.

И вот, пока св. Даниил Столпник был жив, он был как бы Ангелом-хранителем Константинополя, и там сохранялся церковный мир, несмотря на огромное напряжение, существовавшее в тогдашней Церкви. Это было тогда, но и сейчас мы тоже обращаемся к св. Даниилу Столпнику как к святому, и то его специфическое служение, которое было в его время, во многом актуально и для нас. Потому что и в наше время в Истинно-Православной Церкви есть такие догматические вопросы, которые безусловно важны, и разномыслие по поводу которых может безусловно повести к появлению ереси и к тому, что неправомыслящие отпадут от Церкви, а те, кто будет держаться правого учения, в ней останутся; но разделения такого рода не должны происходить слишком поспешно. Потому что если разделения по догматическим вопросам происходят слишком поспешно, то всегда бывает так, что и с одной, и с другой стороны оказываются православные, а также и с одной, и с другой стороны оказываются какие-нибудь еретики. И поэтому для правильного отделения пшеницы от плевел всегда нужно время; этому нас учит и Евангелие, которое говорит, что до поры, до времени пшеница и плевелы будут расти вместе. И вот, о том, чтобы все было правильно и чтобы мир между православными не нарушался даже из-за важных догматических вопросов, мы должны, может быть, особенно молиться в наше время св. Даниилу Столпнику. Молитвами его и всех святых, да подаст Господь Своей Истинной Церкви истинный мир. Аминь.