Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В сегодняшний день мы совершаем два праздника — еженедельное воспоминание Воскресения Христова и праздник Казанской иконы Божией Матери. Всего праздников Казанской иконы Божией Матери в Русской Церкви два. Но как раз тот, который сегодня, — самый главный (если только можно рассуждать, какой из них самый главный), потому что именно сегодняшний праздник установлен в честь самого обретения этой иконы, которое произошло в 1579 году, когда в только что завоеванном Казанском ханстве, где почти все местные жители были мусульманами, в одной христианской семье девочке было видение, что в таком-то месте закопана икона. Она насилу, с большим трудом и далеко не сразу уговорила свою мать пойти туда покопать; мама пыталась уговорить епископа, но никто не верил и не обращал внимания; но потом действительно обрелась в указанном месте икона, которая, по-видимому, была скрыта там тайными христианами еще в то время, когда Казанское ханство не было под владычеством русского царя. И с тех пор Казанская икона относится к самым почитаемым в Русской Церкви, потому что, с одной стороны, она стала таким особенным знамением побед русского оружия и православного воинства над иноверными врагами, ну, а кроме того, ее явление было знаком благоволения Божия к тому, чтобы православный русский народ овладевал землями неправославных соседей и тем самым этим соседям приносил пользу, прежде всего, духовную через то, что многие из них стали потом обращаться в православие, и это содействовало спасению их души.
А для нас сегодня, конечно, воспоминание обретения Казанской иконы Божией Матери имеет еще и несколько другой смысл. Потому что сейчас вся наша страна — это как бы такое большое Казанское ханство, только населенное даже не верующими мусульманами (это еще даже было бы и лучше), а вообще безбожниками, которые не держатся даже в тех пределов веры, в которых держались в XVI веке казанские мусульмане. И у нас еще остались какие-то святыни, по крайней мере, чудотворные списки с той Казанской иконы остались, и один из них находится в Петербурге, хотя и в неправославном экуменическом храме, но тем не менее, это все равно чудотворная святыня. И конечно, обращаясь с молитвой к Божией Матери перед Ее Казанской иконой и перед другими чудотворными иконами, мы и сейчас вправе рассчитывать и действительно получаем благодатную помощь в том, чтобы нам самим, по крайней мер, сохраниться в православии среди всеобщего отступления и безбожия, а может быть, содействовать и тому, чтобы кто-то из сегодняшних безбожников впоследствии обратился в истинную Церковь Христову.
А в Евангельском чтении мы сегодня слышали рассказ о том, как, по просьбе римского сотника, Господь, даже не входя к нему в дом, исцелил его слугу. И конечно, сам по себе этот рассказ уже во многом для нас назидателен. Когда сотник сказал, по своей вере, что он недостоин, чтобы Господь вошел в его дом, и что достаточно только, чтобы Господь просто сказал, чтобы отрок исцелился, — и привел в пример самого себя: как сказал этот сотник, “у меня есть подчиненные, есть рабы, и если я говорю подчиненному или рабу: сделай то-то и то-то, — он идет и делает; так тем более я верю, что и Ты можешь Сам не входить в мой дом, а просто сказать, слово Свое послать, и оно все сделает”. И действительно, слуга этого сотника исцелился. Но Господь придал этому случаю очень большое значение, и потому Евангелист не только рассказывает нам эту историю, но присовокупляет и слова, которыми Господь объяснил ее ученикам. А объяснил Он ее такими словами: “ни во Израиле толикия веры обретох”, — т.е. даже в Израиле, среди тех, кто должен был бы Его принимать и Ему веровать, в отличие от римлян, такой веры Он ни у кого не нашел. И дальше Он продолжает: “Истинно говорю вам, что придет время, когда на ложе Авраама, Исаака и Иакова (т.е. в Царствии Небесном, а значит, в Истинной Церкви) окажутся многие люди из язычников, которые сейчас живут в самых разных концах земли; а те, кто сейчас мнят себя по плоти (потому что по плоти они действительно таковы) чадами Авраама, Исаака и Иакова, т.е. народ Израильский, — они окажутся отверженными”. И вот, мы должны понимать это не только в историческом смысле, что иудеи отвержены, а многие язычники стали христианами, — потому что это хотя и правильно, но это не самый главный смысл для нас. А для нас самый главный смысл во всякой истории и всякой притчи Евангелия — это тот, который касается лично каждого из нас. А это касается лично каждого из нас. Потому что мы все подобны иудеям в том отношении, что мы внешне, формально находимся в истинной Церкви Христовой, и мы должны были бы иметь веру большую, чем у язычников. Но не всегда мы ее имеем, и потому к нам тоже относится это угроза Господа. Но как нам подражать этой вере язычников? А вот как.
В нашей жизни все время возникают такие случаи, а правильнее сказать, такие искушения, каких мы раньше никогда не знали. Может быть, другие христиане их и переживали — да и наверняка переживали, да еще и не такие, — но для нас это очередное искушение превосходит все то, о чем мы раньше имели понятие по своей собственной жизни. И хотя раньше у нас и бывали случаи, когда мы получали благодатную помощь Божию, которая должна была бы укрепить нашу веру, но однако, сейчас случилось нечто новое, и мы не можем сделать автоматически такой вывод, что вот, раз тогда Бог помог, то и сейчас поможет. Действительно, такой вывод не надо делать автоматически, а надо просто все время иметь веру, все время полагаться на волю Божию так, как будто никакой другой помощи у нас нет. Потому что на самом деле у нас действительно никакой другой помощи нет. Потому что если у нас есть помощь от каких-то людей, обстоятельств, то мы не должны забывать, что это все равно помощь Божия, но только выраженная не прямо, а через что-то или кого-то. И мы рассчитываем поэтому не на людей, не на обстоятельства, а только на то, что Господь тем или иным путем, через что-то или кого-то, или непосредственно Сам, но в каждом случае устроит нашу жизнь так, чтобы это содействовало нашему спасению, т.е. Его воле, потому что Его воля состоит в спасении нашей души. И поэтому мы должны все время применять к себе слова Апостола Павла: “задняя забывая, в предняя простираюся”, — т.е. считать себя все время начинающим с нуля. И начиная с нуля, совершенно не помня о том, что ты якобы имеешь право на какую-то особую помощь Божию вследствие принадлежности к истинной Церкви (потому что никакого, так сказать, особого права по отношению к Богу, чтобы добиваться от Него чего-то такого, чего Он Сам не хочет, мы не имеем вследствие нашей принадлежности к Истинной Церкви), а просто обращаясь к Нему всякий раз, понимая, что Он “хочет каждому человеку спастись и в разум истины придти” (это Господь говорит через Апостола), независимо от того, находится ли человек сейчас в Церкви или нет, потому что Господь хочет спасения каждого, — исходя из этого, понимать, что Он, значит, хочет и лично моего спасения, и все, что относится к моему спасению, я могу у Него просить и обязательно получу. И вот, в этом смысле надо все время полагаться на волю Божию, а больше ни о каких соображениях особенно не думать. Если нам кажется, что вот сейчас у нас все будет хорошо в духовной жизни или в каких-то житейских делах, потому что у нас есть сейчас что-то такое необходимое для того, чтобы все стало хорошо, то это уже означает, что мы отчасти отпадаем в безбожие. Потому что сегодня у нас есть это необходимое, а завтра нет. И если даже оно у нас и будет, и действительно все будет хорошо, то это не из-за того, что у нас есть нечто, а потому, что помощь Божия не оставит нас. Мы никогда не должны рассчитывать, что вот, сейчас мы можем что-то получить, потому что у нас есть для этого хороший задел. Нет, если речь идет о чем-то действительно нужном для спасения нашей души (а все остальное нам в общем и не нужно), то никогда у нас не будет “хорошего задела”. Хороший задел — это “забывать задняя”, считать себя все время на нуле и все время обращаться к помощи Божией, считать себя вот таким совершенно пришлым со стороны человеком, каким был этот римский сотник, и так же просить у Бога того, что согласно с волей Божией. И тогда можно не сомневаться, что мы все получим, как бы это по мирским меркам ни казалось затруднительным.
Господь да подаст нам все время пребывать в вере этого римского сотника и все время считать себя человеком, который в Церкви находится, как в гостях, а не у себя дома, но в то же время таким, которого Господь хочет помиловать и все для этого сделает. Аминь.