Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Две особенности празднуемого чуда и их смысл. Не надо радоваться о моральном разложении среди еретиков. Почему так много значения придается в Церкви внешней обрядности. О разумности в пощении.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память чуда великомученика Феодора Тирона, которое он совершил во время Великого поста в Константинополе при Юлиане Отступнике, императоре, который хотел вновь ввести языческую веру в качестве государственной религии вместо христианства и всячески старался ущемлять христиан, унижать их религию. Поэтому он повелел все постные продукты, которые продавались на столичном рынке, окропить кровью идоложертвенных животных, чтобы они стали скверными, и чтобы те христиане, которые поели бы эту пищу, потом испытывали бы всякие тяжелые угрызения и смущения из-за того, что они съели пищу, принесенную идолам. Но святой Феодор предупредил христиан, и замысел императора не удался.

Конечно, это чудо св. Феодора Тирона сопровождается несколькими вещами, которые мы сейчас сочли бы странными. Например, почему те христиане так боялись быть оскверненными, если апостол Павел, специально касаясь этого вопроса в своем послании, говорит, что тот, кто случайно поел идоложертвенного, потому что его угостили, пусть не смущается, потому что это совершенно его не касается, потому что мы все равно в этих идолов не верим, и то, что им принесли мясо в жертву, а мы это мясо съели, но не с целью поучаствовать в жертвоприношении, — это не может нас осквернить. Но несмотря на то, что таких христиан, которые подобными вещами смущались, еще апостол Павел пытался увещевать и объяснить, чтобы они не смущались, массовое смущение в народе все равно могло возникнуть и стало бы очень разорительным для Церкви.

Но мы знаем, что у этого чуда была и еще одна особенность. Люди, которые были спасены святым Феодором от осквернения, в основном состояли в общении с патриархом Константинополя, который был в то врем еретиком и исповедовал арианство. И именно ему явился во сне Феодор Тирон и предупредил его о замыслах царя, научив его употреблять в пищу коливо, чтобы не покупать продукты на рынке. Коливо было пищей, принятой в той местности, откуда был родом сам святой Феодор.

Но почему Церковь празднует то, что совершилось вроде бы с еретиками? Потому что это были люди, хотя и попавшие в ересь, но в сущности это был один и тот же народ, который следовало из ереси извлекать, а если бы эти люди отпали от христианства вообще, то они не только не приблизились бы к православию, но у них осталось бы еще меньше шансов для обращения в Истинную Церковь. А так мы знаем, что уже вскоре после этих событий в Константинополе сменилась власть и светская, и церковная, и эти же самые люди вошли в ограду Православной Церкви.

Поэтому не надо никого отбрасывать только потому, что он еретик. Не будет ничего хорошего, если мы станем радоваться о моральном разложении, например, еретиков, как некоторые люди безумно радуются, видя всякие картины разложения Московской патриархии. Радоваться здесь, конечно, нечему, потому что в результате того, что происходит в Московской патриархии, не Истинная Церковь торжествует над ложной, которая разлагается, а просто люди становятся еще дальше от Истинной Церкви, чем они были, потому что они были в ереси, а так они становятся, может быть, и вовсе безбожниками и еще больше удаляются от каких бы то ни было шансов на то, чтобы стать верующими православными людьми. Поэтому никогда не надо этому радоваться. Надо смотреть на всех людей, которые к Церкви не принадлежат (а тем более на тех, которые относительно недавно от нее отпали в ересь, несколько десятков лет назад, как это было во времена чуда святого Феодора Тирона), как на потенциальных прихожан Истинной Церкви, пусть даже число тех людей, которые становятся ее прихожанами, ничтожно мало, пусть даже большее число людей приходят сейчас в Истинную Церковь вообще с улицы, до того не ходя никуда. Но тем не менее, и из Московской патриархии приходят к нам и обращается, и поэтому на них тоже надо смотреть как на наших потенциальных прихожан.

Ну, и наконец, самое главное. Почему вообще Церковь придает такое большое значение внешнему, почему надо столько об этом думать — о том, чтобы все правильно соблюсти, чтобы правильно соблюсти пощение? Почему событие, которое привело всего лишь к тому, что люди смогли соблюсти внешним образом церковное установление, стало таким большим праздником? Почему это так важно?

Это важно именно потому, что мы не понимаем, насколько это важно, и нам нужно это объяснять, объяснять и объяснять.

И поэтому в церковном уставе содержится столько положений, которые нам это объясняют, и в богослужении, в частности, в службах в честь церковных праздников, столько много объяснений того, что мы должны обращать внимание на соблюдение всякой внешней обрядности. Хотя никто не скажет никогда из здравомыслящих людей, а тем более из святых отцов, что внешняя обрядность это главное. Наоборот, она по важности стоит на последнем месте; это относится и к соблюдению поста. Но когда мы хотим придти к самому важному, что есть в Церкви, а именно к спасению нашей души, мы должны начинать в обратном порядке, т.е. должны начинать с менее важного, а потом уже двигаться дальше вперед. Перескочить тут невозможно. Не может быть исполнения тех заповедей, которые приводят к спасению души, если мы не исполняем самые простые заповеди, которые учат нас самым элементарным навыкам послушания. Об этом Церковь нам говорит на все лады. Само установление поста является самым, может быть, наглядным объяснением такого закона духовной жизни. И вот, сегодняшний праздник это праздник, объясняющий нам, что закон духовной жизни действительно таков, что начинать надо с самого простого, и потому когда люди благодаря чуду святого Феодора Тирона все-таки смогли не нарушить и соблюсти внешнее установление поста, это событие действительно стало для Церкви значительным, тем более, что речь шла о довольно большом количестве народа, и памяти это событие достойно, и мы сами должны это понимать и все время применять это к своей жизни. То есть надо стараться поститься так тщательно, как только мы можем, и другие внешние установления церковные соблюдать.

Конечно, я хотел бы предупредить, что поститься тщательно — это означает сразу две вещи, хотя обычно думают об одной. Все понимают и понимают правильно, что поститься не тщательно — это значит давать себе какие-то ненужные послабления и пренебрегать церковными установлениями, которые существуют, — например, есть рыбу, когда можно прожить без нее; уж не говоря о том, чтобы из-за чревоугодия, лакомства и подобных причин есть скоромное в пост. Это, конечно, будет нарушением поста, отсутствием тщательности в пощении, грехом, и все это, хотя бы теоретически, более или менее понимают. Но есть и противоположная опасность, может быть, не лучшая, хотя многие этого не понимают. Поститься тщательно — это значит поститься так, как учит Церковь. То есть не надо поститься строже. Что значит — не надо поститься строже? Не надо себе устанавливать какой-то самочинный пост. Самочинный пост может быть двояким. Если есть определенные церковные установления, и нет причин их усиливать, то если человек из какой-то гордости или из желания “более духовной” жизни их усиливает, то это нехорошо. Но можно привести и другой пример. Есть люди, которые по своему физическому состоянию не могут поститься даже так, как велит церковный устав (а он достаточно строг), но стремятся во что бы то ни стало соблюдать эти жесткие установления и тем самым вредят своему здоровью, и это тоже плохо. То есть поститься все-таки надо так, чтобы, во-первых, сохранять здоровье, потому что поститься с ущербом для здоровья это, вообще говоря, грех. Только некоторые святые иногда брали на себя подобные подвиги, но это они делали так же, как другие брали на себя подвиг юродства; и это подвиги не для всех и не для подражания. И, во-вторых, надо поститься так, чтобы сохранялась работоспособность. Конечно, мы должны стараться отодвинуть на время поста такие дела, которые требуют от нас большой суеты, но у каждого из нас есть минимум дел, который мы непременно должны делать, и мы не имеем права поститься настолько сильно, чтобы изнемогать до такой степени, чтобы не иметь сил совершать эти дела. То, что у нас пост, это не послужит нам оправданием в том, что мы не делали эти дела; наоборот, это послужит нам обвинением, потому что мы постились самочинно, не согласно с учением Церкви, в том числе не только канонами, но и с аскетическим учением святых отцов. Поэтому будем стараться поститься разумно. Будем стараться, каждый по своей совести, исполнять требования церковного устава, которые достаточно жесткие. Будем стараться, кто может, приходить причащаться вечером на литургию Преждеосвященных Даров, перед этим ничего не ев целый день, а кто не может, тот пусть с утра поест, а кто и так не может, тот пусть вообще не причащается вечером, а причащается по воскресеньям. И будем молиться, чтобы Господь начавшийся Великий пост дал нам провести с духовной пользой. Аминь.