Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Это поминовение усопших установлено накануне воспоминания Страшного суда, перед которым все неизбежно предстанут, и потому надо молиться за усопших и самим постоянно помнить о будущей смерти и суде. Если мы в нашей обыденной жизни забываем о непрестанной молитве и начинаем молиться, только когда случается что-то плохое, то этого недостаточно для спасения души. Мы должны непрестанно помнить о смерти своей и наших близких, но не подавляться этой памятью, а думать о вечности, и даже при веселом расположении духа не забывать о будущем суде и все время молиться. Для правильного поминовения усопших недостаточно их просто регулярно поминать, но надо, чтобы память Божия и молитва стали нашим образом жизни.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшняя Родительская суббота, день поминовения всех от века почивших православных христиан, назначена потому, что завтра, в воскресный день, будет совершаться память того события, которое еще не произошло, но произойдет обязательно, — Страшного суда. И именно в преддверии Страшного суда совершается сегодняшнее поминовение всех усопших православных христиан. Именно поэтому сегодня в Евангелии за литургией в качестве главного чтения мы читали рассказиз Евангелия от Луки о Страшном суде: как Господь придет неожиданно, как День Господень придет как сеть, которая всех захватит, — вот это мы сегодня слышали в евангельском чтении, — и все предстанут пред судом Божиим. Вот поэтому мы должны думать и о тех, кто уже сейчас предстоит пред судом Божиим, потому что уже расстался с жизнью земной, и о нас самих, которым это неизбежно предстоит в скором времени, и о тех христианах, которые еще, может быть, даже не родились, но которые еще будут, и все будут пред судом Божиим, как говорится в одном из заупокойных песнопений, “в равном достоинстве”, невзирая на различие положений, которые имели эти люди на земле. И поэтому Господь говорит нам в сегодняшнем евангельском чтении, чтобы мы все время бодрствовали и молились, и все время ждали этого момента.

А что это значит на практике, как это должно осуществляться в нашей повседневной жизни? Наверное, многие из нас сталкивались в своей жизни с такими прискорбными событиями, когда мы или веселимся, или просто занимаемся разными обыденными делами и ни о чем таком не думаем, и вдруг узнаём, что у нас произошло какое-то несчастье — может быть, кто-то умер, или произошло что-то менее трагическое, но, по крайней мере, нас сильно затрагивающее, — и от нас мгновенно отлетает все наше настроение, с нас слетает вся наша веселость, если она была; может быть, мы даже понимаем, что занимались чем-то совершенно ненужным и неправильным; даже если мы занимались какими-то житейскими делами, которыми и на самом деле было необходимо заниматься, мы все равно понимаем, что придавали им такое большое значение и внимание, которого они не стоят, — надо было заниматься ими как-то так более-менее механически, а мы на них фиксировали все свое внимание, нервничали, размышляя, получатся эти дела или не получатся, и все свои мысли занимали именно этими делами, которые, хотя и входят в наши обязанности, но все-таки не так уж и важны, и при этом совершенно отвлекались от молитвы. Но когда, наконец, происходит что-то серьезное и тяжелое для нас, мы сразу вспоминаем тогда о Боге, о том, что мы не молимся, и начинаем молиться. Вот, если мы хотя бы таким образом начинаем молиться, то уже и это хорошо, потому что, конечно, можно так отпасть от Бога и забыться, что не вспоминать о молитве никогда, даже когда нам плохо. Но конечно, если мы православные христиане, то мы не должны считать, что это хоть сколько-нибудь для нас хорошо, потому что для спасения души этого совершенно недостаточно, и именно потому, что этого недостаточно, Господь и говорит нам то, о чем мы слышали сегодня в Евангелии.

А что от нас требуется? Требуется всегда иметь память смертную, всегда помнить, что и мы можем умереть совершенно в любой момент, и что совершенно любой человек, включая каждого из наших близких, может умереть абсолютно в любой момент. И надо стараться не отвлекаться от этой памяти никогда и все время молиться так, как будто бы что-то тяжелое и трагическое происходит с нами сейчас. Это не значит, однако, что мы должны подавляться этой мыслью, потому что так можно и с ума сойти. Такое отношение к трагическим событиям как к чему-то такому, что нас ломает, — оно свойственно не христианам; а христианское отношение к таким событиям другое — что Господь просто отводит нас от увлечения мирскими интересами для того, чтобы жить в вечности. А в этой вечности все наши близкие оказываются с нами, и потому здесь не может быть никакой разлуки, из-за которой мы обыкновенно скорбим на земле, будь то земная разлука временная или вечная. Поэтому мы все время должны думать о вечности, и это никогда не может приводить нас к отчаянию, а наоборот, должно нас располагать к молитве. Именно поэтому православный человек, сколько-нибудь серьезно верующий, а не просто соблюдающий какие-то бытовые обычаи, якобы имеющие отношение к православию, никогда не будет как-то безоглядно веселиться; и даже если ему будет свойственно некоторая веселость — а в этом нет ничего плохого, как раз плохо наводить своим видом тоску на окружающих, — но внутренне он будет все время иметь память смертную, которая все время обращает нас к вечности и к Богу. И только тогда у нас может быть память Божия и молитва.

И вот, если мы хотим сделать что-то хорошее для наших усопших, если мы хотим их правильно поминать, совершенно недостаточно поминать их в те дни, когда это положено Церковью, и если даже мы их поминаем каждый день (что мы тоже, конечно, должны делать), но так, что вот, мы их просто помянули, а дальше пошли заниматься своими делами, то и этого тоже будет недостаточно. Потому что чтобы наша молитва, в том числе и молитва об усопших, была услышана, она должна быть прежде всего молитвой. А молитве, если она является настоящей христианской молитвой, хотя бы даже очень плохой и очень слабой, свойственно быть образом жизни и такой же постоянной функцией организма, как какое-нибудь дыхание, например. Другое дело, что мы не всегда можем произносить молитвенные слова, это не может быть нашим постоянным деланием, и это не требуется; но требуется, чтобы расположение нашей души к Богу было постоянным, чтобы память Божия была постоянной, и тогда мы все время будем держать через эту память в памяти своей всех тех, за кого мы молимся, — и усопших, и живых. И тогда особенные дни поминовения усопших и то время дня, когда мы особо молимся за усопших и за живых, — это будет просто как бы некоторый каркас, который поддерживает нашу постоянную молитву и наше постоянное памятование об усопших и о живых, которое на самом деле должно быть постоянным памятованием о Боге, а уже в Боге — обо всех людях, о которых мы должны и можем молиться.

Господь да подаст всем усопшим, всем от века почившим православным христианам Царствие Небесное и нам — встречу там с ними. Аминь.