Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Богородица и жена-грешница — две противоположности, но обе являют нам образ спасения. Догматический и душевный смысл Благовещения. Как стать матерями Христа? — Через непрестанную молитву. Как память Божия перестраивает всю нашу жизнь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем празднование Благовещения Пресвятой Богородицы и, по редкому совпадению, которое бывает раз в очень много лет, сегодня же Великая Среда, когда совершается память той жены, которая излила миро на ноги Спасителя незадолго до Его страданий и в память которой сегодня пелась, как мы слышали, замечательная стихира инокини Кассии “Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин…” По некоторому преданию, эту жену тоже звали Мария; но как бы ее ни звали, она и Богородица являют собой два, казалось бы, противоположных пути к одной и той же цели — к Спасителю. Богородица, Которая приняла благовещение от Архангела Гавриила, была Девой и на слова Архангела, что Она родит Сына, ответила: “Как это может быть, когда Я мужа не знаю?” — и замуж выходить Она не собиралась, чтобы родить ребенка. А та жена, которая помазала ноги Спасителя, была блудницей, но, тем не менее, она покаялась и тоже получила спасение души. И вот, большего контраста между этими двумя образами быть не может, но это все образы спасающихся, и поэтому, если мы себя чувствуем ближе скорее к одному из них, чем к другому, то это означает, что мы все равно находим в Священном Предании и в учении Церкви что-то такое, что нас ободряет и указывает путь, как именно нам, из нашего положения, спастись.

Но самый главный сегодняшний праздник — Благовещение — говорит нечто сокровенное каждому из нас. Конечно, помимо сокровенного, он говорит нам прежде всего о том, что родится Спаситель, Мессия, что все дело нашего спасения начинается с этого момента благовещения, с этого праздника, который практически всегда, за очень редким исключением, попадает на Великий пост. И по церковному преданию, в тот день, когда исторически совершилось Благовещение, была Пасха, и поэтому когда Пасха совпадает с Благовещением, она называется “Кириопасхой”, т.е. Пасхой в истинном смысле слова.

И вот, помимо такого догматического смысла, который, конечно, должен быть нам понятен, все события имеют смысл и душевный, т.е. тот, который относится лично к каждому из нас, а не вообще ко всем христианам, к которым относится догматика. И здесь можно вспомнить то, что говорит святой Григорий Богослов в слове на Рождество Христово (во времена святого Григория еще не был установлен праздник Благовещения, а праздник Рождества Христова уже был, и его проповедь на него — одна из самых древних на этот праздник). Он говорит: “Девы, девствуйте, да Христу станете матери”. И тут он обращается не только к девам, но и ко всем людям, чтобы через добродетель девства их душам стать матерями Христа. Смысл этого девственного рождения для каждого из нас в том, что мы должны его повторить в некотором и особом смысле, каждый из нас. Потому что если Христос родился где-то, если Дева Мария Его родила, то это еще не спасает меня, потому что хотя это и хорошо, но я должен сам получить к этому прямое отношение. Ведь сколько людей жили на земле одновременно со Христом; некоторые из Его современников Его распяли; другие, может быть, в этом прямо и не виноваты, но по крайней мере, они не получили никакой пользы от того, что они видели Его во плоти. Поэтому мы, тем более, что мы Его и не видим, никакой пользы от Его воплощения не получим, если не сделаем ничего со своей стороны. Мы должны принять Его в себя, а для этого мы должны сделать необходимое, но это не будет достаточным. То необходимое, что мы делаем, — это причастие в истинной Церкви, когда Он с нами соединяется. Он так соединяется со всеми православными, соединяется телесно. Но человек состоит из души и тела, и спастись он может только вместе с душой и телом. И потому, чтобы нам действительно причаститься, чтобы усвоить плоды причащения, мы должны, причащаясь по телу, причаститься и по душе. Потому что если мы будем причащаться по телу, но при этом будем душою своею делать что-то недолжное, будем пренебрежительно к этому относиться, или впадать в какие-то грехи, то мы прекрасно знаем, как это называется. Это называется — причаститься в осуждение.

А для того, чтобы нам усвоить плоды причащения, мы должны не только чего-то не делать, но и что-то делать. Во-первых, конечно, мы должны не совершать грехов, удерживаться от них, а если не удержались, то замечать это и каяться. Но мы должны делать и что-то положительное, что мы должны делать, чтобы усвоить плоды причащения, чтобы наша собственная душа стала той девой, которая рождает Бога. И путь для этого один (многие, конечно, знают, что имеют в виду под этим святые отцы, — я говорю только то, о чем учили святые отцы) — это путь умного делания. Поэтому плоды причащения усвоятся нами только тогда, когда мы будем стараться внутри держать молитву, внутри держать память Божию, т.е. не только читать утренние и вечерние молитвы и молитвы перед всяким делом, не только стараться молиться в церкви. Все это в нашей жизни необходимо, но это выполняет только роль скелета. Скелет сам по себе не является живым существом; скелет человека нам, скорее, напоминает о смерти. Поэтому человек, который молится только в какое-то определенное время — например, в храме или утром и вечером дома, — такой человек, конечно, поступает правильно, и скелет у него правильный, но все-таки скелет это нечто мертвое, а не живое, и этого совершенно недостаточно. Сам скелет нужен для того, чтобы на нем были ткани, чтобы на нем были мышцы. И вот, этими тканями нашей духовной жизни является Иисусова молитва и память Божия, которую мы держим постоянно все время — даже не только во время бодрствования, но, по возможности, и во время сна. И эта постоянная обращенность к Богу, она совершенно меняет нашу жизнь: у нас меняются цели, у нас меняются приоритеты. На какие-то вещи, которые, может быть, нам раньше хотелось делать, мы смотрим — и уже нам этого и не хочется.

Все это могут представить по своему опыту. У каждого из нас, даже если мы совершенно нецерковные люди, был какой-то опыт жизненных переживаний, когда что-то такое случается, мы сталкиваемся с каким-то настоящим горем, и тогда разные развлечения, которые, может быть, нас сильно к себе влекли, становятся для нас совершенно непривлекательными. Мы в таких случаях говорим: “Настроение потеряно, мне уже ничего не хочется…” Вот, точно так же мы можем вспомнить, даже если мы люди нецерковные, что когда мы чем-то сильно увлекаемся, то нам тоже уже ничего не хочется, кроме того, чем или кем мы увлеклись. Все это нам знакомо. И вот, когда нашу жизнь захватывает память Божия, тогда многие вещи — не говорю: греховные, но во многом даже, может быть, и дозволенные вещи — как-то теряют для нас свою привлекательность и смысл. Какие-то из них остаются необходимыми, и в меру необходимости мы продолжаем ими заниматься, а какие-то перестают быть необходимыми, и мы от них отказываемся. Мы отказываемся даже от владения какими-то лишними вещами, которые стараемся кому-то отдать, потому что нас они только тяготят, если не являются необходимыми для нашей жизни. И вот, из этого примера можно понять, насколько сильно память Божия, если она есть, перестраивает всю нашу жизнь. И потому надо действительно стараться и подвизаться о стяжании памяти Божией, потому что только тогда мы усвоим плоды воплощения Христова, начало которого празднуется в сегодняшнем празднике, а если мы усвоим эти плоды, то тогда мы достигнем Царствия Небесного. Аминь.