Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Один из самых древних церковных праздников. Мученики Маккавейские прообразовали жертву Христову: “вместодушие” за спасение людей. Врата ада не одолеют Церковь потому, что во все эпохи находятся люди, не идущие на компромисс в делах веры. История установление праздника Всемилостивого Спаса. Маккавейские мученики нам ближе, чем многие наши неверующие современники.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, 1 августа по церковному календарю, мы совершаем один из самых древних церковных праздников, которые были установлены еще в ветхозаветной Церкви и от нее были унаследованы в Церкви христианской, как это было и с самыми главными праздниками — Пасхой, Пятидесятницей и еще некоторыми другими. Но почему же сегодняшний праздник в честь Креста оказывается ветхозаветным? Ведь мы знаем, что хотя в Ветхом Завете Крест и был прообразован в разных событиях священной истории и в писаниях пророков, но, однако, празднования в честь Креста и почитания Креста в ветхозаветное время еще не было, хотя оно и было подготовлено. Почему же у нас сейчас такой праздник? Что же в нем ветхозаветного?

Самая древняя часть нынешнего праздника это память мучеников Маккавейских, которые пострадали в середине II века до Рождества Христова. И когда они пострадали от язычников, не желая пойти на компромисс с язычеством, как это делали очень многие их современники и соплеменники, а следуя учению Церкви (тогда ветхозаветной, но все равно той же Церкви, что и наша, потому что новозаветная Церковь прямо продолжает ветхозаветную), тогда их стали почитать — почитать как людей, которые спасли народ израильский, избранный народ Божий. Как же они его спасли? В военном отношении они ничего из себя не представляли, сами погибли, и говорить о том, что они в мирском смысле кого-то спасли, совершенно невозможно. Почему же они почитались как спасители? Об этом говорят книги Маккавейские; всего их четыре, и в греческую Библию, Септуагинту, все они входят. Но если открыть славянскую Библию, то там будут только три книги Маккавейских, а если взять протестантскую Библию, то там и этого не будет, потому что, хотя в основе своей эти книги были написаны на еврейском языке, они на еврейском не сохранились, поскольку у евреев прекратилось почитание Маккавейских мучеников, а христиане читали эти книги на греческом языке. Но протестанты решили, что богодухновенными книгами являются только те, что почитаются нынешнимииудеями. Но мы, православные христиане, почитаем все те книги Библии, которые включались в Библию христианских церквей, хотя бы даже не всех церквей, а только некоторых. Потому мы должны почитать и те три книги Маккавейские, которые входят и в греческую, и в славянскую Библию, и четвертую, которая входит в греческую Библию Септуагинту, но не переведена на славянский.

И вот, особенно понятно объясняется значение подвига Маккавейских мучеников во второй и четвертой книгах Маккавейских, особенно в четвертой, которой, к сожалению, в славянской Библии нет. Там говорится о том, что они принесли свою кровь для очищения грехов народа. Почему вообще кровь может служить для очищения грехов? Об этом говорится в Ветхом Завете, особенно в книгах Исход и Левит, когда устанавливается специальный праздник — День Очищения, Йом Киппур — 10-го числа месяца Тишри, когда единственный раз в году архиерей входит во Святое Святых и возливает на Ковчег Завета кровь жертвенного козла, которая омывает грехи Израиля. Апостол Павел в Послании к Евреям вспоминает об этом установлении ветхозаветной Церкви и говорит, что его исполнил Христос, Который принес Свою Кровь вместо крови козла и жертвенных животных, которая не могла очистить грехи людские, а была только символом будущего очищения — в чем, собственно говоря, и заключается весь смысл ветхозаветного культа и жертвоприношений. Символ стал реальностью во Христе, когда Он Своей собственной кровью очистил грехи людские. Но то, что сделал Христос, было предизображено мучениками Маккавейскими. О них буквально говорится, что кровь их стала очищением вместо крови жертв, и даже в IV Книге Маккавейской употреблен термин “вместодушие”: они стали вместодушием за людей, т.е. за Израиль. Они свои души положили вместо душ израильского народа; с еврейского это переводится так, что они пожертвовали своею жизнью для того, чтобы спасти для вечной жизни народ Израильский, чтобы сохранить ветхозаветную Церковь.

Потому что если бы в каждую эпоху во время искушений не находилось таких людей, которые не шли бы с большинством, не шли на компромисс, не отступали от Церкви, а сохраняли верность отеческим преданиям, как говорили во времена мучеников Маккавейских и после них во все последующие времена, то Церковь бы действительно уничтожилась бы, и Спаситель не мог бы дать обетования, что врата адова не одолеют ее. Врата ада действительно ее не одолеют, но не потому, что каким-то чудом Господь убережет ее от искушений — как раз Он ее не убережет от искушений, Он этого не обещал и в Своей собственной земной жизни Он Себя тоже не уберег от такого рода искушений, — а именно потому, что среди верующих будут находиться те, кто, подобно Самому Господу Иисусу Христу, будет участвовать в Его смерти. Но мы привыкли к христианским мученикам, которые участвуют в Его смерти уже после того, как Он Сам ее принял; а ведь мученичество христианское началось еще до Христа, началось именно с этих мучеников Маккавейскиих, которые приняли участие в смерти Христа еще до того, как она произошла. И именно так это понимала Церковь, которая всегда их почитала, и место их погребения в Месопотамии в Сирии всегда было особо почитаемым, до тех пор, пока там мусульмане не разорили этих мест. И с тех пор, собственно, идет этот праздник 1 августа.

А потом, поскольку кровь Маккавейских мучеников прообразовала то, что произошло на Кресте, естественно, почитание этих мучеников очень тесно связалось с почитанием Креста. И вполне может быть, хотя точно это неизвестно, что византийский обычай празднования памяти Креста в этот же день имеет вот такие глубокие корни. По крайней мере, это праздник довольно древний. А потом к нему еще прибавился праздник Всемилостивого Спаса, когда в XII веке Господь помог одержать победу над варварами византийскому императору, и как бывало, когда в особо важных случаях христианскому воинству даровались победы, был установлен церковный праздник. И не надо думать, что это повод недостаточный и слишком ничтожный. Потому что — что значит победа христианского воинства в особо важных случаях? Это значит, что такие победы уберегают христианскую Империю от разорения, уберегают многих людей от тяжелейших искушений, в которых они могли бы отпасть от веры. Ведь мы знаем, что происходило в тех случаях, когда помощи Божией христиане по грехам своим не получали.

Поэтому будем стараться подражать христианским мученикам, будем стараться, чтобы кровь их проливалась не напрасно не только для всей вселенной, но и для нас лично. А вот говоря о таких праздниках, как сегодняшний, будем еще стараться помнить о том, что Церковь Ветхого и Нового Заветов едина, а лучше сказать, едина от Адама (т. е. даже еще с того времени, когда Ветхий Завет не был дан) до второго пришествия; будем понимать, что эти люди, которые были в нашей Церкви, хотя они жили очень давно и относились к совершенно другим культурам, даже еще не христианским, эти люди должны быть нам гораздо ближе, чем большинство наших современников, которые, даже будучи, может быть, воспитаны в христианской культуре, не имеют христианской веры. Потому что главное, что нужно содержать, это именно православная вера. Аминь.