Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Богоявление — самый популярный церковный праздник среди нецерковных людей. Те, кто приходят в церковь за св. водой, не живя церковной жизнью, никакой пользы не получат от этого, а, скорее, получат осуждение. Полуверы хуже атеистов. Современные язычники используют св. воду для отгнания “нечистых сил”, а о вере знать ничего не хотят; таким людям вода не поможет, они сами для себя стали нечистой силой. Св. вода полезна и помогает только тем, кто по-настоящему живет церковной жизнью и старается спасти душу. Людям нецерковным она может, напротив, принести вред; но это может быть полезно для них, т.к. может помочь им задуматься о своей жизни, обратиться к Богу и покаяться.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем праздник Богоявления или, как он иначе называется, Крещения Господня. Этот праздник очень хорошо известен в народе, особенно среди людей нецерковных и неверующих, и являетсясамым-самым популярным, даже более популярным, чем Пасха. Потому что на Пасху надо приносить в церковь свои куличи, а сегодня можно вообще ничего не приносить, а унести с собой воду. Поэтому в народе этот праздник, к сожалению, известен, как такой день, когда положено ходить за водой. И большего наплыва людей в церковь, чем в этот день, не бывает никогда в течение года.

Разумеется, это совершенно языческий обычай — так вот ходить, будучи неверующим и нецерковным, за святой водой. Вода, конечно, святая и сама по себе хороша; но людям, которые ее вот так приходят брать, больше никогда в другое время не приходя в церковь и не живя церковной жизнью, никакой пользы это не принесет. Скорее всего, это принесет им только осуждение. Потому что Церковь существует не для того, чтобы как-то устраивать наши житейские дела, а для того, чтобы устраивать нас в жизни вечной, для того, чтобы дать нам спасение души. А люди, которые берут святую воду с магическими целями, думая, что она им как-то поможет, глубоко ошибаются. Хуже того: это люди, которые в чем-то верят, а в чем-то нет, — а это хуже, чем не верить вообще, хуже атеизма. Потому что одно дело, если человек вообще не верит в Бога, не ходит в церковь, — тогда, конечно, он и святую воду не берет; это, конечно, плохо, но такой человек имеет шанс когда-нибудь стать верующим, что-то узнать о вере и Церкви, и тогда он будет как бы что-то строить на пустом месте. И совсем другое дело, когда нельзя построить на пустом месте, потому что оно уже чем-то занято, и сначала надо много чего сломать и только потом строить; именно так это бывает с язычниками.

К сожалению, большинство наших современников и наших сограждан в настоящее время являются отнюдь не атеистами, а самыми настоящими язычниками. Они верят в Церковь как в источник магической силы, как в место, где совершаются разные обряды, которые могут в чем-то помочь. Например, ребенка надо крестить, чтобы он был здоров, а не для чего-то другого, хотя очень хорошо известно, что крещение не гарантирует здоровья ребенка, и многие дети после крещения все равно умирают. Крещение нужно для спасения души, а вовсе не для продления земного существования, которое само по себе вообще никому не нужно. Но любителям креститься “для здоровья” нужно именно благополучное земное существование, и они думают его обеспечить с помощью Церкви. Людям нужна святая вода для борьбы со всякими нечистыми силами, в которые они очень даже верят, — как еще Достоевский говорил, что в наше время появляется все больше людей (в его время, а сейчас их еще больше), которые “в Бога не верят, а в черта верят”. И вот, для отгнания эти сил сейчас очень популярно использовать различные магические средства, из которых не последнее — эта самая святая вода. И такие люди могли бы, в общем-то, узнать, что в Церкви нужно верить; они могли бы, если бы захотели, узнать, чему именно учит Церковь; если они просто по своему невежеству, по незнанию, по отсутствию церковного воспитания не делают многих вещей, которые должны делать христиане, то осознав это, можно все это восполнить, узнать — можно спросить, можно прочитать в книжке; теперь об этом книжек очень много. Но таких людей обычно не интересует это, они не хотят что-то узнавать, спрашивать, тем более читать книжки. Они считают, что все это знать не нужно: зачем это все знать, если можно просто придти за водой, а потом целый год ею брызгать или, там, пить ее или в пищу подмешивать (не знаю, что уж они с этой водой делают), и тогда вот какие-то там злые силы не будут на них действовать. Может быть, те злые силы, которых они боятся, и на самом деле не будут на них действовать (хотя это совершенно не факт, вполне могут и действовать); но если они и не будут действовать, то не потому, что отступят перед “магической силой” святой воды, а потому, что просто им уже будет нечего делать с этим человеком, потому что такой человек — сам для себя наихудшая злая сила, которая придает себя злым силам настолько, что уже не требует какого-то дополнительного воздействия бесов для того, чтобы погубить свою душу. Потому что человек, который предан язычеству, уже не нуждается в том, чтобы много бесов на него нападало и как-то сильно его крутило: он уже упал и не пытается подняться, он сам себя отрезает от своего спасения, и бесам уже не требуется что-то особенное делать для того, чтобы удержать его в своей власти. Конечно, у такого человека иногда жизнь может проходить более-менее безоблачно, а иногда с какими-то искушениями и неприятностями; но эти неприятности должны служить ему не для того, чтобы он обращался к экстрасенсам, бегал за магическими средствами в разные места, в том числе и в церковь, а для того, чтобы он обращался к Богу и обращался в церковь не потому, что там, якобы, находится источник каких-то магических средств и защиты, — этого нет в церкви, и глубоко ошибаются те, кто думают, что это там есть, и верят тем экстрасенсам, которые об этом говорят, — а обращался ради спасения души, т.е. приходил в церковь прежде всего не брать святую воду, а на исповедь, каяться в своих грехах. Вот это надо, а брать святую воду, при этом не каясь в грехах, не исповедуясь и не причащаясь, — это не только не принесет пользы, а принесет только большее осуждение: люди могли узнать, что такое Церковь и для чего она нужна, могли, если бы захотели, но не захотели и не узнали.

А вот когда человек обращается в Церковь и начинает постоянно жить церковной жизнью, исповедаться, причащаться, стараться молиться, соблюдать заповеди, — тогда уже будет полезно брать святую воду, кропить ею в домах для их освящения, пить ее. Потому что тогда у людей уже возникают какие-то новые духовные проблемы, потому что бесам уже будет небезразличен этот человек, потому что он уже не “их”, а хочет уйти из-под их власти, и они будут сильнее нападать на этого человека, и тогда уже нужно будет больше бодрствовать и думать о том, как с ними бороться.

Но для людей, которые живут совершенно вне Церкви, которые ни разу в жизни не были на исповеди, все это совершенно не актуально, и поэтому напрасно они думают, что им будет какая-то польза от святой воды. Не только пользы не будет, но, может быть, будет и какой-то вред. Но может быть, это и хорошо — получить вред.

Если бы мы боялись причинить кому-либо такого рода вред, мы бы не давали святую воду никому, кроме своих прихожан. Но ни в одном храме так не делается и никогда не делалось. Почему? Потому что бывает, что полезно потерпеть вред. Пока у человека все хорошо и все идет так, как ему хочется, он думает о чем угодно, но только не о том, чтобы пойти покаяться, и не о том, что может быть, он в чем-то неправ, что ему нужно как-то исправлять свою жизнь. А когда у человека начинаются несчастья, тогда он начинает задумываться о том, что может быть, надо жить как-то иначе, что он в чем-то ошибается, что может быть, есть Бог; а если человек и раньше думал, что Бог есть, то он начинает думать о том, что может быть, он как-то себя неправильно ведет по отношению к Богу. Вот это уже — благая мысль. Ради этого стоит потерпеть даже очень большой вред, включая и смерть близких людей. Потому что мы прекрасно знаем, что все мы здесь живем не для того, чтобы жить как можно дольше, а для того, чтобы оказаться в Царствии Небесном. И прожить мы и наши близкие здесь должны не как можно дольше, а ровно столько, сколько это необходимо для того, чтобы им самим сделать все необходимое для спасения своей души, а также помочь это сделать кому-то другому. Вот чему учит Церковь. Может быть, это совсем не то, что говорят о Церкви всякие досужие люди, даже и считающие себя православными, но это именно то, что Церковь говорит сама о себе устами своих учителей, устами святых отцов, которых я здесь только пересказываю.

Итак, если кому-то хочется начать свою христианскую жизнь с того, чтобы обратиться в Церковь не за одной святой водой, а за всем, что Церковь предлагает для нашего спасения, тогда будет, конечно, полезно взять и святую воду. Если же человек думает, что Церковь может говорить все что угодно, а он сам лучше знает, для чего ему нужна святая вода, и какие именно магические действия он будет с ее помощью осуществлять, то пожалуйста, это его дело. Как говорится, есть люди, которые говорят Богу: “Да будет воля Твоя”, — а есть люди, которым Бог говорит: “Да будет воля твоя”. И да подаст нам Господь оказаться в числе первых, а не в числе вторых. Аминь.