День поминовения усопших. Внезапная смерть одного прихожанина; как он жил и как готовился к смерти, как следил за собой. Мы все должны ему в этом подражать, т.к. все мы можем умереть внезапно.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем Димитровскую родительскую субботу, особенный день, установленный в Русской Церкви, для того чтобы поминать сначала вождей и воинов, на поле брани за веру и отечество живот свой положивших, потому что впервые этот день поминовения был установлен в память Куликовской битвы, в память о тех, кто тогда погиб, а потом в этот день стали совершать и память всех от века почивших православных христиан. И мы совершали сегодня поминовение всех наших усопших и всех вообще, кого мы знаем и кого мы не знаем, православных христиан.
И так получилось, что именно в этот день, когда Церковь особенно поминает усопших православных христиан, до нас дошло известие о смерти одного нашего прихожанина, которого немногие из наших прихожан, наверное, даже и видели, потому что это был молодой человек 24 лет, который был инвалидом, и в течение последнего года он практически не выходил из дома, и я только ходил его причащать; он жил здесь неподалеку. И как раз в прошлое воскресенье позвонили с просьбой придти его причастить, и сегодня после литургии я собирался пойти к нему, но узнал, что он уже умер, и как раз сегодня же и похороны. То есть он умер на этой неделе. А кто уже давно в нашем приходе, те, может быть, его помнят, потому что его привозили на кресле-коляске, и он здесь причащался; но это было уже более года назад.
Вот, этот молодой человек был инвалидом детства, все время тяжело болел, потому что у него были сначала какие-то одни болезни, но из-за них развились и другие, атрофия мышц и еще там разное. Но при этом он все время был в ясном уме, у него были очень высокие интеллектуальные способности, он и программированием как-то увлекался, хотя в последний-то год ему было уже ни до чего. Обычно такие больные не доживают даже и до 20 лет, а он вот дожил до 24-х, потому что у него была очень любящая мама, которая за ним ухаживала; конечно, если бы он жил в каком-нибудь спецзаведении, то он бы, может быть и в 18 или даже в 16 лет умер. Ничто специально не предвещало его кончину, поэтому можно сказать, что она была внезапной; но в то же время нельзя так сказать, потому что умереть он мог всегда, потому что, особенно в результате последних заболеваний, у него уже просто плохо работало сердце, и проконтролировать его работу, так чтобы исключить вероятность неожиданной смерти, никакой возможности не представлялось.
И вот, прекрасно понимая свое положение, потому что он был очень умный и интеллектуально развитый, и на его умственных способностях его болезни вообще никак не сказались, он понимал, что надо стараться жить по-христиански, что надо готовиться к жизни вечной, независимо от того, сколько предстоит прожить (хотя, конечно, мы все надеялись, что ему предстоит еще достаточно долгая жизнь, может быть, лет десять или даже больше, но к сожалению, все произошло иначе). Он следил за собой, регулярно исповедовался, я довольно часто его посещал, исповедовал и причащал запасными Святыми Дарами. Он не допускал себя до того, чтобы на кого-то гневаться или сердиться, а если это все-таки происходило хотя бы мысленно, то он считал нужным в этом исповедоваться, т.е. он действительно за собой следил. И вот, бывает, что нам надо посмотреть на кого-то, кто вот так живет, понимая, насколько он близко к смерти (потому что и раньше случалось, что он был при смерти, даже в течение этого года), посмотреть на пример таких людей и понять, что наши житейские обстоятельства, слава Богу, может быть, и не столь плохи и опасны, как у них, но тем не менее, все мы можем внезапно умереть, в любой момент. Вот и на этой неделе я узнал о смерти одной молодой девушки, которая только что вышла замуж, все говорили о ней: “Какая красавица!” — и очень радовались за нее, у нее очень много было знакомых в интернете; и вот, на прошлой неделе она неожиданно попала в автокатастрофу, и сразу же насмерть. И вот, такая, с точки зрения почти всех людей, завидная судьба так закончилась. Про нее неизвестно, была ли она верующая, но в любом случае можно утверждать, что если и была, то серьезно к этому не относилась, к сожалению. Поэтому лучше жить, может быть, и с какой-то скорбью, но зато так, чтобы понимать, почему и к чему мы должны готовиться.
Мы должны готовиться прежде всего к своей смерти. И тогда мы будем понимать, что нам нужно делать и по отношению к нашим усопшим, почему они действительно нуждаются в наших молитвах. Потому что мы можем поставить себя на их место и понять, как мы будем нуждаться в молитвах, когда окажемся на их месте — а мы непременно там окажемся. Но конечно, прежде всего, надо следить за своими поступками, надо понимать, что неизвестно, сколько нам осталось жить, и неизвестно, насколько мы еще успеем покаяться в том, что мы делаем сейчас, и насколько Господь еще будет нам долготерпеть. Не надо впадать в панику, не надо впадать ни в какой страх, но надо быть внимательными — внимательными прежде всего к себе, к своей собственной жизни. А внимательность эта должна проявляться в том, чтобы не позволять себе заниматься тем, что заведомо для нас вредно, а если мы что-то замечаем за собой такое, если мы видим, что на кого-то сердимся или считаем, что кто-то там какой-то плохой, и не можем оторваться от этих мыслей (что тоже свидетельствует о том, что они не здравы), то надо в этом каяться и действительно надо бояться этих мыслей, потому что с такими мыслями ведь можно и умереть.
А вот тот новопреставленный Сергий, о котором я сейчас рассказал, он действительно следил за собой и старался делать все, чтобы с такими мыслями не умереть и в этом каяться. И нам хорошо бы в этом подражать ему. И конечно, все мы должны молиться о всех наших усопших, о всех православных христианах, но особенно я бы хотел попросить, чтобы все молились о новопреставленном нашем прихожанине Сергии. Аминь.