Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память, которая традиционно у нас называется воспоминанием первого и второго обретений главы святаго Иоанна Предтечи. А реально речь идет о том обретении, которое называют вторым. Потому что первое обретение, которое здесь вот таким образом почитается и воспоминается, — потому что отдельной памяти для него никакой нет — это некое собрание ранних христианских легенд о том, что происходило с главой и телом Иоанна Предтечи.

Действительно, были об этом какие-то раннехристианские легенды, о которых в Церкви, скажем, V века  оставались уже очень смутные воспоминания. И что особенно важно утверждать – никаких признаков главы и других мощей Иоанна Предтечи в наличии не было. Но в V веке всплыли откуда-то, — но не из небытия, а именно откуда-то, — рассказы об Успении Божией Матери, и тогда же появилась и эта реликвия – глава Иоанна Предтечи. И это стало содержанием события, именуемого вторым обретением главы Иоанна Предтечи.

Рассказ о втором обретении посвящен тому, как сначала святыня была обретена еретическими монахами, названными арианами, — но явно имеются в виду монофизиты, — и как они не должным образом с ней обращались, в результате чего святыня была ими утрачена. Это такая популярная агиографическая тема V–VI веков, как соперничают разные конфессии за святыню и пользуются легальными и нелегальными способами, чтобы друг у друга ее отнять.

И в результате, действительно, так получилось, что в течение нескольких столетий в главном христианском храме города Эмесы, — ныне Хомс в Сирии, где, к сожалению, сейчас очень неспокойно из-за боевых действий, — находилась глава Иоанна Предтечи. Потом пришли мусульмане и завоевали Сирию. Но поскольку они почитали Иоанна Предтечу, Яхью по-арабски, тоже как пророка, то они перенесли его главу в свою столицу Дамаск.

С помощью византийского императора, которого халиф попросил прислать мастеров, была построена огромная мечеть Омейядов в Дамаске, которая до сих пор стоит, и она производит впечатление христианского храма по своей архитектуре, потому что ее строили византийские архитекторы. Может быть, там какая-то храмовая постройка раньше когда-то и была, может быть, не совсем на этом месте, так как неподалеку там был еще языческий храм. Но это, действительно, византийские мастера, используя те навыки, которые у них были для строительства больших христианских церквей, построили огромную мечеть – главную мечеть халифата.

И в эту мечеть в качестве ее главной святыни поместили главу Иоанна Предтечи. И, что самое интересное, она там до сих пор находится. Внутри мечети стоит часовня, типа небольшого домика, и на ней написано по-арабски, что тут «глава пророка Яхьи – мир ему». Туда приходят христиане. Мусульмане ничего не имеют против того, чтобы христиане молились возле этой святыни, и те христиане, которые там жили всегда, а также присоединившиеся к ним всевозможные туристы, которые проходят в мечеть по билету для туристов, – все они проходят совершенно спокойно и беспрепятственно и совершают свои молитвы перед главой Иоанна Предтечи.

Но в Византии это воспринималось как то, что глава Иоанна Предтечи потеряна, что ее нет. Поэтому она была открыта в третий раз – так получилось третье обретение главы Иоанна Предтечи, для которого у нас есть отдельный праздник. Так в Константинополе в IX веке появляется в результате некоторых событий святыня, которую объявили главой Иоанна Предтечи, и она, видимо, действительно имела вид человеческой головы.

Эта святыня почиталась в Константинополе до 1204 года, когда крестоносцы завоевали Константинополь и похитили очень многие святыни, которые оказались на Западе. Таким образом, из Константинополя вообще исчезла какая бы то ни было глава Иоанна Предтечи, зато на Западе их появилось несколько. Все они восходят к той «третьей», которая была в Константинополе. Одна в Амьене во Франции, другие – в других местах, и их примерно шесть, согласно разным источникам.

Что мы об этом можем сказать? Зачем такое количество святынь, почему они вот так обретаются, теряются? Почему, если это так важно, нельзя все время хранить в какой-нибудь общине главу Иоанна Предтечи, — а на это, подчеркну, ни одна община не претендовала? Конечно, — некоторые говорят об этом с юмором, но во многом это правильно, — в мире известно шесть голов Иоанна Предтечи, но только три из них подлинные. Кстати, это примерно соответствует той реальности, которая у нас сейчас есть.

А в церковном Предании это соответствует вот чему. В результате каких-то чудесных событий, которые мы признаем в той или иной степени подлинными духовными событиями, бывает, что открывается какой-то предмет, перед котором предлагается молиться как перед подлинными мощами какого-то древнего святого. Это может быть глава Иоанна Предтечи или десница Иоанна Предтечи и так далее.

Дальше Церковь это обычно принимает, если нет каких-то серьезных оснований это отвергнуть. Например, может быть то, что видение было еретикам. Но как раз сегодняшний праздник показывает, что даже и в таких случаях Церковь это принимает, потому что обрели главу Иоанна Предтечи во второй раз еретики. А потом уже эта святыня, об этом рассказывается в соответствующей легенде, перешла к православным.

Получается, что это такая игра без правил. Действительно, здесь нет никаких правил, кроме того, что Церковь в той или иной форме – в какой хочет форме – свидетельствует о том, что если предмет воспринимать как некую реликвию, связанную с конкретным святым, то святой будет слушать молитвы. А, вернее сказать, даже иное: что святой хочет, чтобы эта вещь так воспринималась. Это и есть то представление о подлинности, которое существует в Церкви.

Вполне возможно, что генетическая экспертиза, если бы ее можно было провести, если были бы для этого данные, дала бы какой-то другой результат, и он был бы правильный с точки зрения критериев генетической экспертизы. Но, тем не менее, Церковь исходит из своих соображений. Конечно, можно сказать, что во многом это не столько мощи, сколько некая икона, особым образом получившаяся и особым образом появившаяся.

Ну да, можно сказать, что это икона. Между мощами и иконами нет четкой грани. Недаром иконоборцы, которые боролись с иконами, боролись также и с мощами. И уничтожение многих святых мощей в VIII веке в Византии было осуществлено теми же иконоборцами. Поэтому нам не надо разбираться в подлинности святынь так, как это нужно было бы делать какой-нибудь криминалистической экспертизе, анализировать ДНК. А нам нужно понять волю Божию.

Обычно, если у нас есть мощи мучеников, которых на наших глазах или на глазах других христиан замучили, то с этими мощами все понятно. Это тоже проявление воли Божией – самое простое и очевидное. Но бывают другие проявления. Поэтому не надо думать, что если экспертиза ДНК с нами бы не согласилась, то, значит, и мощи неправильные. Не надо думать, что третье обретение мощей Византии понадобилось потому, что на самом деле исчезла вторая глава Иоанна Предтечи – повторю, она до сих пор доступна в Дамаске, и это, совершенно точно, та же святыня, которая была в Эмесе, так как об этом все хронисты говорят, — а просто надо принимать то, что открывает Церковь. И наше представление о Боге, о том, что является подлинным, что не подлинным, что является реальностью, что является нереальностью – это не то, чем можно спасаться. Это хорошо в тех или иных случаях, но это не то, чем надо проверять Церковное Предание.

Аминь.