Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник, который всегда совершается в воскресенье после Рождества Христова, в так называемую Неделю по Рождестве, смысл которого мало кто понимает. Сегодня совершается праздник с воспоминанием трех святых – святого царя Давида, святого Иакова, брата Господня, и Иосифа Обручника.

Почему сегодня вспоминается Иосиф Обручник – это сказать просто. По византийскому обычаю еще первого тысячелетия, но все-таки относительно позднему, после больших праздников в следующие дни совершаются памяти тех, кто имел особо близкое отношение к этому празднику. Поэтому во второй день Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы, то есть специальное собрание, специальное празднование в честь Пресвятой Богородицы, именно потому, что Она родила Христа, а вообще бывают разные темы празднования дней Богородицы.

Потом, в какой-то торжественный день, которым бывает воскресенье, память Иосифа Обручника  — все логично. Это относительно новая византийская память. А вот царь Давид и Иаков, брат Господень, — это древняя иерусалимская. Она сюда попала потому, что когда-то раньше в Иерусалиме 25 декабря старого стиля Рождество Христово не праздновалось – его вообще не праздновали как отдельный праздник, а праздновали вместе с Богоявлением, вместе с Крещением, то есть 6 января, а мы сейчас празднуем 19 января по новому стилю.

Вместо этого 25 декабря был большой и важный праздник, который совершался в Сионе, где всегда была какая-то церковь. Он был посвящен одновременно двум святым – царю Давиду и Иакову, брату Господню. И когда пришлось этот день занять Рождеством Христовым, тогда, конечно, пришлось праздник этот убрать, но от него не отказались вообще, а поставили его на тот день, в который мы и сегодня его празднуем. Это произошло в VI веке в Иерусалиме. До VI века было иначе – всюду праздновали 25 декабря Рождество, а там не праздновали до самого времени Юстиниана.

Что же означал этот праздник тогда и, значит, что он означает сейчас? Почему вместе объединены царь Давид и Иаков, брат Господень? И почему их объединение происходит на Сионе, который является главной частью этого праздника?

Дело в том, что на Сионе традиционно находится, и до сих пор ее там показывают, могила Давида. Мощи его никогда не обретались, но считается, что место его там, и могила его известна. И если кто помнит день Пятидесятницы – в Деяниях апостольских это описывается, — когда апостол Петр выходит уже проповедовать после того, как совершилось это чудо, нисхождение Святого Духа в огненных языках, — он говорит, что Давид умер, и что могила его среди нас «до сего дне».

Это можно понимать буквально: он выходит из Сионской горницы и показывает, что у него за спиной, вот прямо «у нас», где собирается община, могила Давида. Эти предания связаны с Сионской горницей для христиан, в которой произошла Пятидесятница, – в ней находится могила Давида. И потом, когда на ее месте были разные христианские церкви, от которых сейчас уже ничего не осталось, то там тоже внутри была могила Давида.

Это было главное место церковной христианской общины – это можно понять из Евангелия, из Деяний апостольских, в частности, того эпизода, который я сейчас уже успел упомянуть. Там же, по преданию, была кафедра первого епископа христианской Церкви вообще — и это значило, что он был епископом Иерусалима, — Иакова, брата Господня. Там же, по Преданию, был похоронен Иаков, когда иудеи его убили. Поэтому там к могиле Давида добавилась могила Иакова. А Иаков, брат Господень, был главой апостолов и главой христианской Церкви на земле после прекращения уже земной жизни Спасителя.

Какой же смысл сегодняшнего праздника? Смысл тот, что мы празднуем основание Церкви. Празднуем Сионскую горницу в городе, основанном Давидом – это Иерусалим, — на самой могиле Давида. А для чего был основан Давидом город Иерусалим? Чтобы построить там храм. А что в Иерусалиме стало главным храмом в конечном итоге? Сионская горница, где была главная епархия христиан – Иерусалим, который впоследствии стал называться патриархатом. А главное богослужение, принятое в Иерусалиме, – это литургия Иакова.

Название «литургия Иакова», конечно, на самом деле не означает, что он ее сам написал. Просто литургии, которые были главными для какого-то патриархата, назывались по имени того, кто основал этот патриархат, кто считался его создателем. В Константинополе был Василий Великий, в Антиохии – Иоанн Златоуст, хотя там литургию так не называли, в Александрии – Марк, в Риме – Петр, а в Иерусалиме — апостол Иаков, конечно.

Поэтому, завершая литургию Иакова в этот день, мы не просто почитаем апостола Иакова, как мы это делаем, когда в ноябре служим его литургию. Мы почитаем праздник Церкви – память Сиона как матери Церквей, откуда вышли все остальные Церкви. Эти слова, звучащие в разных церковных песнопениях, также звучали и в сегодняшней службе. Особенно мы молились о святых местах, то есть о Иерусалиме, где Господь ходил – о Палестине сегодня упоминалось, — и о Сионе как матери Церквей.

И вот мы должны понимать, откуда мы вышли. Некоторые считают, что Иисус Христос был русским, и во Христе Иисусе нет эллинов и иудеев, а все русские – по их мнению, так говорит апостол Павел. Поэтому, конечно, это наша русская религия.

Кто-то говорит, что нет, она греческая, что все пришло из Византии. А некоторые греки – не будем говорить, что все, но их немало — так говорят просто потому, что может быть и считают, что негреки тоже люди, но это только если об этом их спросить, а если их не спрашивать, то абсолютно не считают. Конечно, им трудно признать, что это не их национальное.

Можно сказать, что это национальное еще было иудейское, еврейское. Но это тоже будет неправильно, потому что те, кто так считали – а они были в ранней Церкви, их было даже немало, — те в конечном итоге либо исправили свое мнение, либо отпали. Немало было таких, кто отпали.

Церковь действительно оказалась для всех. Почему мог появиться апостол Павел в самые ранние времена, почему он пришел к апостолу Иакову, и апостол Иаков благословил его проповедовать язычникам не такой образ жизни, какой продолжали вести сами иудеи, даже став христианами? Потому что не надо, чтобы в Церкви все были одинаковыми, чтобы все вели одинаковый образ жизни.

Это нужно человеческим обществам, потому что все друг на друга смотрят и начинают друг другу завидовать. А в Церкви как раз надо натренироваться, что вот он так, а почему вот он так – не твое дело. Ты делай так, как нужно тебе, как тебя касается. Не надо смотреть на других, а надо смотреть, что велит Бог тебе через доступные тебе средства, через поучения в божественных Писаниях, через то, что тебе говорят люди, которые старше и могут тебе что-то духовно посоветовать, но, конечно, тут надо выбирать с рассуждением.

Поэтому Церковь для всех. Но она пришла из Сиона, из того самого места, из которого пришла и сегодняшняя литургия. В память об этом, в день празднования рождения Церкви, потому что сегодня праздник Церкви, мы совершаем ту литургию, которая в Церкви считается как бы самой древней. На самом деле неизвестно, что там самое древнее, но в любом случае она указывает нам на древность и на начало Церкви.

Аминь.