Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшняя памятная дата появилась в церковном календаре следующим образом.

Захария считается не просто священником, а именно первосвященником. То, что он кадил в храме — тут подразумевается, что он кадил в День Очищения, когда, как говорится в Послании к Евреям, архиерей входит во святое святых. Именно там явился ему архангел, и произошло это извещение.

В таком случае, этот день был по еврейскому календарю 10 числом седьмого месяца, тишри, и в наш юлианский календарь он проецируется как 10 сентября. Потом там наступают такие дни, когда первосвященник никак не может перестать служить и отлучиться, – там беспрерывные идут службы. 15 сентября – это праздник Суккот, Кущей, который продолжается 8 дней, то есть по 22 число включительно.

Получается, что он мог вернуться только 23 числа, и этот день считается днем зачатия Иоанна Предтечи, отсюда же высчитывается день Рождества Иоанна Предтечи в июне, согласно христианским календарям. Из-за мелких различий в этих календарях июньская дата колеблется между 24-м и 23-м. Исторически там было два способа счета, поэтому и дни немного разнятся. Так современные христианские праздники, которые были уже в середине I тысячелетия, связываются с богослужением ветхозаветной Церкви.

Но если Захария был первосвященником, а не просто священником, то тогда, конечно, надо признать, что он не был официальным первосвященником. То есть это не происходило в официальном Храме, потому что все имена официальных первосвященников того времени сохранены, и ни для какого Захарии, даже тезки, места не находится. Этот список первосвященников из официального храма сохранил Иосиф Флавий.

Таким образом, надо признать, что либо историческая трактовка неверна, либо признать другое – это было другое священство. Собственно, с этим связан и праздник Введения Богородицы во Храм – в другое святое святых, — потому что невозможно поверить, что это происходило в том же самом официальном храме.

Даже можно примерно понять, где это было, потому что святое святых, которое было официально – это иудейский храм, который на так называемой Храмовой горе, остатки его до сих пор сохранились, и археологи их раскапывают, никто это место никогда не терял, но христиане никогда не устраивали там никакого святилища, не почитали его. И поэтому, когда в середине VII века Иерусалим был захвачен мусульманами, то халиф попросил патриарха святого Софрония привезти его на место храма, тот провел его на это самое место, показал ему. И мусульмане стали строить там свою мечеть, но этот никак не затронуло христианских святынь, которых на этом месте не было.

Христианская святыня – это другая гора, Сион, где действительно была могила Давида, и там же, по рассказам о раннехристианской общине, была Сионская горница, дом Иоанна Богослова, где происходила Пятидесятница, и так далее. Вот если там же было святое святых, если там же кадил Захария, тогда все очень хорошо сходится.

Но тогда получается, что христианство происходит не от официального иудаизма, который распоряжался в храме того времени, а от еврейской секты, у которой было свое священство и свой Храм. Таких сект со своим обособленным священством в то время было немало; согласно некоторым данным – десятки. Скорее всего так и было, я субъективно в этом просто уверен.

Так что Захария все-таки первосвященник. И еще в раннехристианских текстах сохранились другие имена первосвященников, которые жили примерно в ту же эпоху — они тоже не были официальными.

А кто хочет, чтоб христианство росло из официоза – те неправы.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)