Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня у нас Неделя святых отец. Кто такие святые отцы? Об этом можно узнать только из сегодняшнего богослужения, особенно из  чтения Апостола, которое было сегодня –  Послания к евреям. Там мы видим, что это были праведники Ветхого Завета, более или менее все подряд, но особенно те, которые были в Израиле, в избранном народе Божием. Из чего это можно понять? Из сегодняшнего Евангельского чтения на литургии, когда читалась родословная Иисуса Христа.

Многие люди считают, что это какая-то бессмысленная часть Евангелия, потому что все равно этих имен не запомнить, да и зачем? Кроме того, в разных Евангелиях приводятся два разных списка, которые сильно различаются даже количественно, — но просто там разное символическое значение.  И вот коль скоро сегодня мы читали один текст, то я напомню символическое значение сегодняшнего списка.

От Авраама до Давида – четырнадцать поколений. От Давида до Вавилонского преселения – четырнадцать поколений. От преселения Вавилонского до Христа – четырнадцать поколений. Всего получается три раза по четырнадцать или шесть раз по семь, то есть шесть седмиц поколений. А поколение, которое после Христа – седьмая седмица поколений. То есть мы относимся к последнему роду, точнее к последней седмице родов.

Конечно, количество этих поколений символическое, потому что в сегодняшнем тексте посчитали проклятых царей, которые были после Соломона, а в другой родословной они все выброшены, потому что, хоть они по плоти предки Христа, но отпали от почитания истинного Бога, служили идолам, за это они прокляты и не входят в ту родословную, — а в эту входят. Но и там, и тут – евангелические тексты, просто символизм разный.

И нам главное понимать символизм, что мы являемся последним родом, который наступил после Христа. Христос Собой открывает седьмую седмицу. В то же время, кто является родственником Христа по плоти? Это тоже видно из обеих этих родословных. Они все идут через Иосифа, а про Иосифа как раз говорится, что он родственником по плоти не является. Но в другом месте Евангелия сказано, что Господь может даже «из камней сих» воздвигнуть чад Аврааму.

Иосиф-то по плоти был чадом Авраама, но и кто угодно может стать чадом Авраама. В то же время, в другом месте Евангелия сказано некоторым, что вы по плоти чада вовсе не Авраама, а отца вашего диавола. А Иоанн Предтеча говорил еще менее любезно, что вы порождения ехидны, то есть произошли от некоторого животного, которое не пользовалось доброй репутацией.

Поэтому кто чей сын даже и по плоти – это как Бог назначит. И как принадлежать к избранному народу – это тоже как Бог назначит. А Он говорит, как Он назначит, — не то, что Он бросает кости или каким-то еще непостижимым для нас образом. Нет, постижимым. Те, кто хотят быть друзьями Божьими, те и становятся Его матерью и отцом, как Он говорит. То есть не только чадами Божьими становятся, а даже отцами, матерями и братьями – это все сказано в Евангелии. Получается, что Бог делает с человечеством совершенно все, что захочет. Вот это то, что мы всегда должны понимать, и всегда должны стремиться быть чадами Божьими.

Но все-таки сегодня Неделя святых отец, и имеются в виду отцы Ветхого Завета. А что мы знаем о Ветхом Завете? Даже говорить не хочется то, что мы о нем знаем. Даже если спросить, что мы знаем о Новом Завете, то уже честно надо будет сказать, что ничего. А о Ветхом Завете мы знаем что-то такое в минусе, то есть даже меньше, чем ничего.

И пока мы так живем – мы не христиане. Это тоже надо понимать. Потому что в этих примерах святых, которые тогда были, и в примерах злодеев, которые тоже тогда были – во всех этих примерах говорится то, что касается души каждого из нас. Там мы видим образцы душевных расположений, поступков, которые все время повторяются в человеческой жизни. И даже большая часть повторяется в жизни одного конкретного человека, если он будет смотреть за своей жизнью внимательно. Надо на это смотреть и это понимать.

А если мы начинаем читать Библию — толстую книжку – даже на русском языке, хотя на русском языке она хуже всего читается, то тогда обнаружим, что мы ничего не понимаем. В русском переводе еще специфическое препятствие – ее переводили в XIX веке люди, которые писали и говорили языком семинаристов. Нет ничего более противоположного тем самым разным людям, которые были авторами Библии, чем семинаристы. Семинаристы вообще уже были похожи в наименьшей степени даже на людей. То есть этот перевод еще хуже, чем если бы какие-то просто писатели написали.

Поэтому именно русский синодальный перевод просто кошмарный, хотя в каких-то местах он более или менее точен, но непонятно, на какой текст он ориентируется — греческий или еврейский. Лучше читать по-славянски, кто этот язык понимает. Или есть хорошие переводы на английский и на французский. Это до сих пор лучше, чем русский перевод. Но славянский тоже очень хороший. А кто помоложе, тот может и должен учить греческий.

Помимо этого языкового барьера есть и культурный барьер. То есть непонятно, с чего начать изучение. Есть очень простой способ изучать Ветхий Завет, но надо к нему готовиться заранее, потому что скоро он активируется в нашем богослужении, – это через Великий покаянный канон Андрея Критского.

Есть такие издания Великого покаянного канона, где к каждому месту, к каждому тропарю даны ссылки на Библию – какое библейское место там имеется в виду. То есть самим можно не искать, там все написано. Вот берем канон, читаем библейские места, на которые ссылается тот отрывок, читаем вокруг, и так постепенно мы узнаем все основное из Ветхого Завета.

Это может быть не очень большой процент, но не очень малый, а самое главное, что это какой-то костяк. Вот надо стремиться к тому, что когда у нас начнется чтение Великого покаянного канона Андрея Критского, а это начнется в первые дни Великого поста, чтобы все уже сходу понимали все имена и все аллюзии, которые там возникают. Еще время есть, и надо взять себе такое задание до поста – это было бы просто прекрасно. И как раз было бы хорошо начать с Недели праотец.

И на самом деле вот это знание Библии облегчает жизнь. Это именно разобранные примеры, когда мы понимаем, что надо делать, а что не надо. Нам легче разбираться в самих себе или разбираться в каких-то житейских ситуациях. Поэтому труды того стоят.

Гораздо больше, только гораздо бестолковее мы несем всякие труды, когда мы сами стараемся разбираться в своей жизни и в житейских ситуациях, но, как правило, это ведет к большому набиванию шишек, и далеко не всегда ситуации разрешаются. А вот Библия совершенно по-другому нас располагает. Это будет понимание Библии через священное Предание, через святоотеческие толкования, как это и должно быть,  если мы будем ориентироваться по Великому покаянному канону.

Это то, что я хотел особенно сказать в Неделю святых отец – то, что нас готовит к пониманию Рождества, да и вообще к пониманию христианства.

Аминь.