Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня  мы совершаем праздник Входа Господня в Иерусалим. Это праздник, который имеет очень большое количество смыслов, потому что Господь приходит в Иерусалим в последний раз уже, когда дальше все закончится распятием и страстями Христовыми. Исчерпать все эти смыслы крайне трудно не потому, что у нас сейчас мало времени, а даже если бы мы этим всю жизнь занимались, это все равно было бы вряд ли возможно. Поэтому можно сказать только что-то немногое об этом, и я скажу даже не столько об этом, сколько о том, как все происходящее там непонятно.

Вот сегодня мы слышали в Евангелии от Иоанна о том, почему так встречали иудеи Христа. Потому что они увидели воскрешение Лазаря. Кроме того, там же мы читали, почему после этого окончательно решили Его поскорее убить начальники иудейского народа. Потому что увидели, что народ действительно пошел за ним, потому что его признали.

Если же мы читаем у других евангелистов об этом, то там не только это не написано, но нам самим надо догадываться, зачем Он пришел, почему Его так встречали, откуда эти люди все узнали. У всех евангелистов  мы читаем, что не просто Он пришел, а пришел как Мессия, и исполнились пророчества, которые там цитируются, особенно из Захарии. Но еще это нас отсылает к пророчеству, прочитанному у нас на вечерне о патриархе Иуде, из рода которого Христос – я имею в виду того Иуду, который один из двенадцати сыновей Иакова, — который тоже сидит на осле.

Вот такой странный въезд в город, который при этом триумфальный. Въезд, который когда-то должен совершить Мессия. И вот, наконец, Он его совершает. Понятно, что те люди, которые кричали, особенно, если это были дети, они не могли все это осознавать и понимать. Хотя исполняется пророчество, что именно так все и будет. Напомню это пророчество из псалма: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу». То есть из уст младенцев и грудных детей Ты сотворил себе хвалу.

Понятно, что ни младенцы, ни грудные дети не могли ничего особо понимать,  но взрослые понимали не больше, получается. Более того – евангелисты некоторые или, по крайней мере ученики, со слов которых писали евангелисты, тоже далеко не все понимали. Вот такой ясный смысл Входа в Иерусалим как в Евангелии от Иоанна в других трех Евангелиях не прослеживается.

Правда, там прослеживаются другие, лучшие моменты, что Христос входит не просто в Иерусалим, а в храм – это очень видно в Евангелии от Луки. В этом же Евангелии очень  хорошо видно, что это завершающий этап Его путешествия: Он идет с севера на юг, проходит через всю Галилею, и все евангельские события происходят по пути – происходят остановки, встречи, а заканчивается все в Иерусалиме.

Этот путь, в свою очередь, повторяет, но в противоположном направлении, Исход евреев из Египта, который был продолжением Пасхи, а здесь, наоборот, к Пасхе заканчивается Исход. И в Исходе был Моисей, а после него Иисус Навин, а теперь Христос – это новый Моисей и новый Иисус Навин. И Моисей дал Ветхий Завет, а Христос дает Новый Закон. Поэтому во всех евангелиях Христос показан как новый Моисей – иногда это более или менее прямо говорится.

Вот такие куски смыслов оказываются перед нашими глазами, если мы задумываемся над теми или другими фрагментами повествования. Получается, что целиком это все очень трудно охватить.

Так же мы должны понимать в нашей жизни. Очень часто бывает, что мы сами не понимаем, что мы делаем в смысле промысла Божия, и уж точно не понимают те люди, которые вокруг нас. О каждом из нас без исключения есть какой-то особый промысл Божий. И Господь внушает людям, которые так или иначе с нами соприкасаются, — нашим близким и дальним знакомым и вообще не знакомым, — сделать нам что-то, хорошее или плохое. Конечно, никому Он не внушает делать злое, но попускает удовлетворять свои злые желания в отношении нас.

Все становятся орудиями промысла Божия. И все не понимают или, по крайней мере, в полном объеме не понимают, в чем этот промысл состоит. И нам не надо это понять, потому что это невозможно. Но нам надо понять другое – что мы находимся всегда в промысле Божием. И если мы хотим, чтобы была воля Божия через нас и в нас, то это обязательно будет, и никакие препятствия никаких людей это не смогут остановить.

Поэтому Бог внушит каким-то самым неожиданным людям, самым, казалось бы, неприспособленным и неподходящим сделать то, что требуется. Поэтому мы всегда должны строить свои расчеты только так, чтобы стараться исполнить волю Божию, понимая, что для этого у нас самих еще не будет сил и возможностей. И даже когда нам кажется, что все в порядке, что теперь я могу сделать то-то и то-то, у меня для этого все возможности есть – это как раз опасное настроение.

Надо тут сказать так: да, милостью Божией, у меня для этого есть возможности, но я понимаю, что на самом деле их все равно нет, если благодать Божия не будет мне сопутствовать в самом исполнении этого дела. С другой стороны, если это, действительно, надо, а возможности вроде нет, то тогда все равно надо делать, потому что возможности появятся в процессе, и все скорректируется.

Поэтому будем понимать, что в отношении нашей жизни к Богу все наши отношения с людьми – это то же самое, что отношения с младенцами и грудными детьми. Все являются тут младенцами ссущими, по слову псалмопевца. Мы сами, конечно, такими являемся в отношении самих себя и, тем более, других людей. Не надо особо уповать на сознательность людей, что они сознательно хотят нам помочь или помешать. Хотя их сознательность может на это повлиять в важном для них самих смысле, но для нас это неважно.

Нам неважно, через сознание или через несознание этих людей, но в любом случае все будет устроено правильно, потому что люди здесь являются чем-то таким пассивным, а отношения у нас только с промыслом Божиим. Поэтому не надо смотреть на людей, а надо стараться выстраивать свою собственную жизнь только с Богом.

Я уж не говорю, что не надо смотреть, что там люди скажут, смотреть на их мнение – это вообще совершенно пустое, они всегда скажут глупость, потому что большинство никогда не бывает правым, и никогда такого еще не было, чтобы большинство не ошибалось. Оно может только случайно совпадать с чем-то правильным, не понимая, в чем это правильное состоит, что как раз показывает наш сегодняшний праздник. То самое большинство, которое встречало Иисуса триумфально, оно чуть позже кричало «распни Его!».

Поэтому не надо смотреть на мнения людей. Надо смотреть только на то, что Бог захочет вложить в их даже не обязательно умы, а в их действия. Это всегда будет правильно, если мы сами будем себя держать правильно в отношении к Богу. Тогда будет автоматически правильно в отношении с людьми.

Аминь.

епископ Григорий