Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы часто читаем Евангелие, понимая, что помимо какого-то, может быть, очень полезного, но понятного уже при поверхностном чтении смысла, там есть еще какой-нибудь смысл. Представление о том, что Евангелие содержит только тот смысл, который может понять каждый человек, просто начав читать, глубоко неверно, хотя, конечно, тот смысл, который может понять каждый с первого взгляда, тоже бывает очень важен.
Сегодня мы читали вторую часть беседы на горе Елеонской, где Господь говорил притчами, и она особенно иллюстрирует этот тезис. Конечно, каждая из этих притч содержит что-то понятное: что надо быть милостивым, что надо употреблять таланты, которые дал тебе Господь, что делая братьям меньшим, ты делаешь Богу. Это все понимает совершенно любой читатель, даже не очень внимательный, который ничего не знает.
Но в то же время, это такая часть Евангелия, которая содержит очень-очень много другого, и это может понимать только тот, кто понимает литературу того времени, понимает, что было у евангелистов в круге чтения, на что они намекали. Эти вещи уже в эпоху патристики стали утрачиваться. И вот та последовательность притч, которую мы сегодня слышали, далеко не случайна. Видимо, она представляет какой-то более древний еврейский апокалипсис, но главное, что она представляет собой богослужение того времени, которое указывало нам на Суд многократно.
Был главный день Суда — постный 10-й день седьмого месяца, Йом Кипур, — и вот к нему относятся последние из прочитанных сегодня притч. Там прямо говорится, что это Суд, и что одних на Суде Господь отправляет в одну строну, а других — в другую, сообразно тому, как они себя вели по отношению к братьям Его меньшим.
Перед этим идет другая притча, про таланты. В том варианте, в котором мы ее читали — в Евангелии от Матфея, — всего получается восемь талантов, а в параллельном месте в Евангелии от Луки талантов в совокупности десять. Но это отличие только в календаре: перед днем Суда восемь или десять дней – это дни особой подготовки к Суду. И вот эта притча как раз к этому приурочена, где количество дней выражено количеством талантов.
Перед этим идет притча о десяти девах. А еще раньше – о нерадивом домоправителе, который стал пьянствовать и буйствовать, как только ушли его господа. А еще раньше речь идет о том, что Сын Человеческий придет, как тать в какое-то непонятное время ночи.
Вот эти три части соответствуют трем Пятидесятницам. Сейчас у нас остался обычай праздновать самую первую, самую главную Пятидесятницу, которая наступает на пятидесятый день после Пасхи. Кое-что кое-где осталось в некоторых христианских обрядах, как вторая Пятидесятница, в которую традиционно праздновали память апостолов, и теперь этот праздник получил фиксированную дату – как праздник Петра и Павла. Но это была Пятидесятница, отсчитанная от Пятидесятницы, в иудейской традиции это был праздник Нового вина.
Потом отсчитывали еще одну Пятидесятницу, и от нее в христианских обрядах тоже остались некоторые реликты, но уже совсем небольшие – это праздник Нового елея. И вот как раз к Новому елею относится притча о девах.
Но каждый из этих пятидесятничных праздников связан с темой Суда, потому что заканчивается период семь по семь, и каждый из этих периодов выражает некую полноту, а полнота истории – это от начала до Суда. Поэтому все притчи, так или иначе, оказываются связаны Судом. И вот притча о девах связана с елеем. А что такое елей? Елей – это милосердие. Это самое простое толкование, которое надо знать, но если углубляться, то, конечно, благодать Святого Духа, как напоминает нам вслед за византийскими отцами наш святой Серафим Саровский.
А до этого была притча о домоправителе, который стал пьянствовать вместо того, чтобы исполнить порученное ему дело. И вот это относится к празднику Нового вина. Смысл этого праздника, что изучение Закона Божьего и поучение в Законе Господнем – пьянит, но трезвым опьянением. Это очень хорошо описано у Филона Александрийского в сочинении «О жизни созерцательной», где он описывает, как мы бы сейчас сказали, иудейских монахов в Египте, которые так вот и жили. И Пятидесятница у них была, и ночное изучение Писания – они не пили ничего алкогольного, но у них от смыслов этих Писаний было опьянение трезвое. А то, что делает этот домоправитель в сегодняшней притче – это ровно противоположное, то, чего не надо делать.
Как всегда то, что говорится о Суде – говорится о том, как надо, и о том, как не надо. Очень интересно представлена сама Пятидесятница. То, что Сын Человеческий приходит в Пятидесятницу, что временем Второго Пришествия является Пятидесятница – это очень распространенное раннехристианское мнение, и здесь тоже на него намекают. Но Он Себя сравнивает с вором, который подкапывает храмину, а если переводить детально, то это вор, который приходит в дом, разрушая стену. Стена подразумевается глиняная, он ее расковыривает, делает в ней дырку и пролезает, чтобы ограбить. И вот с таким человеком сравнивает Себя Господь во Втором Пришествии. А в притчах о талантах Он сравнивает Себя с каким-то бандитом, и тоже нет ничего привлекательного в этом сравнении.
Да, Бог сравнивает Себя не только с чем-то очень хорошим, но и чем-то очень плохим. В притчах о талантах – это человек, который жнет, где не сеял, собирал, где не расточал, который жадный и хочет чужого. И вот поскольку к Богу наши хвалебные эпитеты тоже неприменимы, но в них есть какая-то польза, и для того, чтобы мы понимали условия этой пользы, используются противоположные метафоры, где к Богу применяется что-то, наоборот, плохое. Понятно, что Бог не является таким плохим, как в этих сравнениях, но что-то в этом важное есть.
Вот здесь, возвращаясь к первой Пятидесятнице, вор, который делает дырку в глиняной стене дома, – это тоже связано с изучением Завета, как ни странно. Потому что у евреев сложилась такая метафорическая терминология, что изучение Закона Божьего – это ремонт, если перевести на современный русский язык. Ремонтируем сами себя – тот термин, который относится к ремонту дома. То есть нужно все время поучаться в Законе Божием для того, чтобы тать не подкапывал, чтобы дырки, которые, может быть, есть у нас в доме, заделывать – этим нужно постоянно заниматься.
Иными словами, этот ряд притч так прикровенно нас подводит еще к тому, что нужно изучать Закон Божий. Закон Божий – это Слово Божие. Нужно быть с Богом, нужно обращаться ко всем источникам откровения, которые у нас есть — это не только Библия в узком смысле слова, но это и писания святых отцов, — для того, чтобы ремонтировать свой дом, чтобы в него не пролезали всякие воры, для того, чтобы получить это трезвое опьянение, вместо плохого опьянения, которое было у домоправителя, для того, чтобы нам уже быть милостивыми, как разумные девы в отличие от неразумных, для того, чтобы нам правильно обращаться с талантами, которые мы получим, и для того, чтобы делать братьям меньшим все, что мы должны.
Аминь.
епископ Григорий (Лурье)