Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святаго пророка Илии. Житие этого пророка, как ни одного другого из ветхозаветных пророков – но, конечно, про других просто, может быть, мало рассказано, — является вдохновляющим для разных христиан, разного образа жизни. Конечно, особенно важно, как он вдохновляет монахов на монашескую жизнь и на умную молитву, потому что и в том, и в другом он был образцом. Но и помимо этого он вообще всех вдохновляет, и умная молитва нужна всем, а не только монахам. Чем же он вдохновляет?

Столько раз в его жизни было, что Господь слышал его молитвы, и он имел неоднократные собеседования с Богом. Казалось бы, о своих отношениях с Богом он мог понимать лучше, чем кто-то другой. И вот что же мы видим в его поведении? Что он приходил прямо-таки в отчаяние, хотел, чтобы его душу уже тоже забрали, потому что он и жить-то уже не хотел. Особенно приводило его в отчаяние то, что почти весь народ израильский в его время уклонился к служению Ваалу и прочим языческим богам.

Но в тот самый момент, который читался вчера в паремии, когда он вроде бы обратил Израиль к служению Богу, тогда его постигает приступ отчаяния. То, что Иезавель хотела его убить, прислала ему угрозу – это всего лишь было последней каплей. И что ему сказал Господь на это, когда Илия пожаловался, что остался я один, меня тоже хотят убить, что ничего этому народу не помогает?

Он ему сказал, что есть еще семь тысяч, которые не преклонили колена перед Ваалом, ты их не знаешь, а Я знаю. Наверное, даже каждый из этих семи тысяч тоже не знал всех остальных – так люди, которые верят истинному Богу, оказываются рассеянными, не знают друг о друге, живут каждый по-своему, как будто они совершено одни. Но именно «как будто» один, потому что на самом деле не один. Если ты с Богом, то ты не один, и не просто не один, а ты еще и вместе с теми другими семью тысячами, которых в земном смысле Илия так и не узнал. Но ему это было уже не надо, потому что эти слова его подкрепили.

Так же и любой христианин будет проходить, несмотря даже на чудеса, которые с ним могут случаться, и явную поддержку Бога, которой просто не может не случаться, к разным отчаянным состояниям, что как будто помощи Божией нет, как будто бы все напрасно, и зачем я только живу. В крайнем случае, это могут быть и те же мысли, которые наступили у Илии в тот момент, который мы сейчас вспоминали. Но надо к этому относиться спокойно.

Конечно, не надо хотеть, чтобы у тебя возникало такое ощущение, что все напрасно, и Бог не помогает. Хотеть здесь совершенно нечего, но, во-первых, надо знать, что все равно это будет, хочешь ты этого или не хочешь, а, во-вторых, когда это наступает, надо заранее знать, что это совершенно нормальная фаза. Что для того, чтобы нам по-хорошему познать Бога, мы должны проходить через такое вот время, когда мы вроде бы лишаемся познания Бога.

Но если мы его лишаемся как какого-то непосредственного ощущения в непосредственной нашей жизни, то мы должны все равно об этом помнить и на «автопилоте» жить, понимая, что поддержка есть, но Бог хочет, чтоб мы сами научились Его искать и понимать. Потому что если бы Он нас все время поддерживал, то мы совершенно бы устранились из этого процесса, и в результате отпали бы настоящим падением. А так Господь оказывается рядом, и, пройдя через такие искушения, мы совершенно по-другому начинаем понимать, что такое общение с Богом.

Конечно, для верующего человека жизнь – это всегда общение с Богом. Понятно, что не все общаются с Богом, как великие святые и пророки, но если вообще никак не общаемся с Богом, то мы просто и не верующие тогда. У верующего человека все построено на этом общении с Богом.

Но в общении с Богом бывают и такие вот провалы – не только у обычных верующих, но даже и у великих. Но провалы для того, чтобы за ними следовали еще большие подъемы. Поэтому пусть нас Илия такими своими тяжелыми жизненными моментами вдохновляет и укрепляет.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)