Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

 Что для нас значит воскресение Христово? воскресение Христово — очень часто это только повод выпить и закусить; нужно специально помолиться Богу, чтобы не напиться и не объесться на Пасху; важно осознать, что мы не знаем, в чем смысл праздника Пасхи; книжки помогают узнать что-то о христианстве, но не заменяют сам процесс узнавания; нужно назначить конкретный срок следующего прихода в церковь; церковная молитва меняет устройство человека, даже если он мало что в ней понимает; чтобы воскресение Христово имело для нас тот смысл, ради которого оно произошло, для этого мы должны сами в нем принять участие посредством Евхаристии.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в Евангелии мы уже услышали чтение о том, что Христос воскрес. И вообще, евангельское чтение о воскрешении Христовом на пасхальном богослужении звучит именно сегодня и сейчас. Оно сейчас прозвучало, а ночью, за литургией, будет читаться другое Евангелие о предвечном рождении Христа: “В начале было Слово и Слово было у Бога”, потому что к тому моменту уже считается известным, что Христос воскрес, и сегодняшнее Евангелие уже прочитано.

И вот, мы вступили в день воскресения Христова, прочитали об этом в Евангелии, и тексты богослужения уже начали выслушивать те, которые относятся именно к воскресению Христа. Что для нас значит воскресение Христово? Давайте посмотрим на свою собственную жизнь и постараемся ответить как можно более честно — чем оно для нас является?

Мы, конечно, все симпатизируем православию и считаем себя людьми более или менее верующими. Про тех, кто себя не считает таковыми, я и не буду говорить, потому что раз люди пришли в церковь, то, скорее всего, они себя таковыми считают. И что же тогда для них воскресение Христово? Посмотрим, как мы его проводим из года в год, и мы сможем сказать достоверно только одно: воскресение Христово — это повод выпить и закусить. Причем, очень торжественный и один из главных в году. Таким признанием этого праздника мы делаем ему честь, но от этого он не становится для нас более праздничным, чем Новый год, когда праздник поистине всенародный.

Если мы начали с того, что это для нас повод выпить и закусить, то, вообще говоря, — это все равно не самое худшее, — начнем с того, с чего можем, начнем с этого. Но вот тогда постараемся отнестись хотя бы к этому по-христиански. С чего тут можно начать?

Во-первых, с того, чтобы выпить, но не напиться. Это очень важно. И закусить, но не объесться. Оказывается, во всех больницах, куда привозят по скорой помощи, сейчас уже настроены на прием массы больных, особенно с панкреатитами. Потому что резкий переход к жаренной и жирной пище у постившихся бабушек, и не только у бабушек, часто ведет к больнице.

Даже если дело не дойдет до больницы, то зачем нам надо вспоминать какие-то пищевые отравления, приступы и т.д.? Почему нельзя просто немножко поесть? Потому что на столе всего очень много приготовили? А откуда у нас столько приготовлено еды? Наверное, не потому, что мы стояли на богослужении, а она сама там как-то мистическим образом накапливалась.Наверное, мы ходили по магазинам, готовили это, вместо того, чтобы присутствовать на богослужении. Готовим, потом не знаем, куда ее деть, а потом, чтобы не пропадало, объедаемся. Потом хорошо, если не попадаем в больницу. А в больницу попадут многие — это совершенно точно, это статистика, которая никогда не обманывает.

Наверное, если мы будем напиваться и объедаться, то в этом году у нас не будет больше никакого смысла в воскресении Христовом. Но предположим, мы очень постарались, даже (скажу больше) Богу помолились специально, чтобы избежать этих соблазнов. Я думаю, очень стоит специально об этом помолиться Богу. И перед тем, как садиться за стол, стоит помолиться Богу. Вообще, перед едой стоит молиться, но тут особенно, чтобы не допустить таких бесчинств, — тогда будет хорошо.

Если мы этого избежали, то что же нам делать дальше? Дальше нам надо подумать о втором моменте: да, воскресение Христово — это не только повод выпить и закусить, но что это такое еще, мы не знаем. Если мы осознаем, что это что-то такое очень важное, но мы не знаем, что именно, то это будет для нас очень хороший шаг, чтобы двигаться дальше. Потому что, если мы не знаем, то у нас формируется потребность узнать, и мы начнем ее удовлетворять. А пока мы считаем, что мы и так все знаем, то никакой потребности что-то узнать у нас не будет, и мы не будем ничего узнавать и дальше.

Потому надо очень хорошо осознать, что мы этого не знаем. Если мы потом станем христианами, то не надо этого забывать. Нам может когда-нибудь показаться, что теперь мы узнали: прочитали какую-нибудь книжку, даже, может быть, хорошую книжку (скорее всего — дурацкую книжку, но, предположим, что хорошую), и вот теперь мы все узнали. Нет, даже в самой хорошей книжке нельзя ничего прочитать, чтобы действительно это узнать. Но если мы ничего читать не будем, то мы тоже, скорее всего, ничего не узнаем. Потому что то, что пишут в книжках, нам помогает узнать, но не заменяет самого процесса узнавания.

А нам надо войти в сам процесс узнавания, если мы уже решили, что нам надо узнать. И тогда нам нужно сделать одну важную вещь. Пусть не сегодня, пусть не завтра, а через несколько дней. Но не так, чтобы отложить на месяц, потом на два месяца, потом на три, потом до следующего года, потом опять выпили-закусили. Припадок благочестивого настроения был перед тем, как мы начали выпивать и закусывать, потом просто какая-то расслабленность, потом все забыли, и опять до следующего года.

Все-таки не так! Надо поставить какой-то конкретный срок, когда опять прийти в церковь, помолиться, послушать богослужение, постараться прийти на церковные праздники. Сейчас у нас все время будут церковные праздники, по крайней мере, праздник Пасхи все время будет продолжаться. Постоять помолиться, очень мало что понимая, да. Но церковная молитва устроена так, что даже если человек в ней мало что понимает, хотя он может и должен развивать в себе это понимание, но даже если оно еще очень маленькое, почти на нуле, оно все равно человека как-то меняет. Меняет устройство человека незаметно для него, если он сам хочет, чтобы церковь его как-то изменила. И тогда он начинает по-другому понимать то, что он знает полезное из разговоров и из книг. И тогда начинается это понимание.

И тогда надо думать о следующем этапе, но на этом я сейчас закончу. О том, чтобы подготовиться к исповеди, исповедаться и причаститься. Что такое исповедь и что такое причастие, я сейчас подробно не буду говорить. Но для того, чтобы воскресение Христово имело для нас тот смысл, ради которого оно произошло, для этого (скажу нечто странное, но это так и есть, и в этом церковная догматика) мы должны сами в нем принять участие.

Как мы можем в нем принять участие? Во-первых, мы не умерли, во-вторых, если бы мы умерли, мы бы не воскресли так. А это значит, что мы должны принять участие в том единственном событии, которое произошло со Христом, но не в переносном смысле. Не просто стоять, смотреть и представлять себе там что-то. Это вообще вредно — что-то себе представлять и заниматься игрой воображения.

А есть только один способ, который сам же Христос установил, потому что больше некому было его установить кроме Самого Бога. Это так называемая Евхаристия — чтобы есть Тело и Кровь Христову, чтобы причащаться. Тогда получится, что мы едим то самое Тело, и пьем ту самую Кровь, которая воскресла, и тогда мы будем участвовать в воскресении Христовом и во всем том, радо чего произошло воскресение Христово. Тогда мы действительно получаем с Ним жизнь.

Итак, кратко повторяю, с чего мы должны начать:

1. Осознаем, что для нас воскресение Христово — это в основном повод выпить и закусить. Это для начала неплохо, но постараемся, чтобы это не вело к разным бесчинствам.

2. Чтобы не было бесчинств. Бесчинства — это напиться и объесться. Еду, если она лишняя остается, подарим кому-нибудь, отдадим. Если нет таких людей, которым можно отдать, то тогда можно просто вынести бомжам на помойку. Но не выбросить в помойку, чтобы она пропала, а поставить так, чтобы бомжи взяли. Бомжи с удовольствием это съедят. Тогда еда и не пропадет. Поэтому нет такой проблемы, что некуда деть еду.

3. Осознать, что мы не понимаем, в чем смысл христианского праздника, и что нам нужно это узнать. Потому что это важно вообще, и это важно конкретно для нас. А тогда, когда мы это осознаем, тогда —

4. Начать ходить в церковь. Слушать богослужение и потихонечку созревать к тому, чтобы подготовиться к исповеди.

Аминь.