Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святых отец. И в память о тех, кого особенно мы называем отцами, то есть предками, особенно прямыми предками Христа по плоти, сегодня читалась родословная Иисуса в Евангелии от Матфея. В Евангелиях, как мы помним, есть две родословных – есть еще от Луки, и она другая, там прямо к Богу восходит, и еще там много отличий.

Сегодня мы читали ту, которая от Матфея. О чем она говорит? Она символична, начинается от Авраама, а не от более ранних поколений, и доходит до Иисуса через Иосифа Обручника. Почему от Авраама? Какой смысл начинать от Авраама? От Авраама тот смысл начинать, что Авраам был отцом всего избраннаго народа, в этом обетование, ему данное. И поэтому вся подготовка Рождества Мессии внутри народа Божия – она как раз от Авраама и начинается. И дальше подчеркивается в итоге этого чтения, что там три раза по четырнадцать поколений: сначала от Авраама до Давида четырнадцать поколений, потом от Давида до преселения Вавилонского четырнадцать поколений, и потом от преселения Вавилонского до Христа – тоже четырнадцать поколений.

Почему это важно и какой в этом смысл? Если библейски рассуждать, то довольно очевидно, в чем дело. Весь ветхозаветный Израиль – это шесть седмиц. А всего седмиц должно быть семь, чтобы была полнота истории. Значит, сейчас, с Рождеством Христовым, открывается седьмая и последняя седмица — мессианская. Сейчас будут те роды, которые и будут в последние времена, и которые должны как-то ассоциироваться с субботой, когда Бог почил от Своих трудов. Может быть, и с тысячелетним царствием в каком-то смысле.

К сожалению, мы не знаем тех, наверняка существовавших, текстов, которые считались богодухновенными (и такими и были, конечно же), и в которых это все объяснялось подробно. Единственная такая хронология, которая до нас дошла – это в Евангелии от Матфея. Но ясно, что она следует уже какой-то традиции. Что весь израильский народ – это шесть седмиц от Авраама до Мессии, и дальше будет седьмая седмица.

И, конечно, если мы этот смысл поняли, то он о многом говорит нам таком, что касается нас самих. Что такое Церковь – что это Суббота, в которой почиет Бог. Что, значит, те роды, к которым мы принадлежим, если мы стали христианами, – это те, в которых почиет Бог. И это единство Бога с человеками, и так далее, о чем мы из Нового Завета знаем и от святых отцов. Это все очень важно.

Но я бы сказал еще вот о чем: что это нас учит читать Евангелие. Вот пропали тексты, которые здесь каким-то образом пересказывал евангелист Матфей, и нет у нас такого прямо толкования, чтобы прочитать и понять. Но если мы читаем их, живя в церковной традиции, то мы все равно можем примерно понять, о чем там говорилось, и как-то это восстановить.

Это пример того, что когда мы читаем Евангелие, то мы его читаем – дети теперь хорошо понимают, что это такое – как гипертекст. Как в интернете – там так называемые гиперлинки, то есть ты читаешь какой-то текст, на него можно щелкнуть, и там вылетит еще какое-нибудь окно, и там еще что-нибудь и еще что-нибудь. И вот все Евангелие представляет собой такой гипертекст. И когда мы читаем его именно так, как его читают в Церкви, как оно понимается в Церкви, то мы все равно что-то понимаем и что-то чувствуем.

Даже если мы не всегда можем понять ассоциации с теми или иными священными писаниями, ныне утраченными или просто нам неизвестными, или, может быть, неизвестными нам лично по причине нашего плохого образования.

И обратно надо заключить: что если у нас в голове то, что мы узнали из телевизора или из хорошего светского образования, то мы тоже невольно вписываем Евангелие в какой-то контекст, но это контекст не тот. Тут требуется как-то просохнуть от нашего светского образования (уж не говоря о помойке типа телевизора), для того чтобы понимать, о чем нам говорят святые отцы и особенно – о чем нам говорит Евангелие. То есть нужно прежде всего, чтобы на памяти были те тексты, те священные писания, которые были у авторов Евангелия. Для этого нужно все время этим пропитываться.

Для чего все время читается Библия за разными богослужениями, и каждый год повторяется все время одно и то же? Неужели считается, что все всё забывают? Не говоря уже о том, что не только читается, но и пересказывается. Но зачем? Затем, что помнить-то, может быть, и помнят, но надо, чтобы это было живо и актуально в памяти. То есть это то, что занимает наше внимание постоянно, чтобы наше внимание никогда не выходило далеко из круга этих ассоциаций. Потому что если оно будет просто это помнить, но эмоционально и внимательно рассеиваться даже по каким-то более-менее нужным вещам, нужным нам по работе или просто как-то по-светски интересным (я не имею в виду греховного интереса, а вполне допустимого для христиан), то все равно мы уйдем на страну далече, мы перестанем просто понимать, о чем нам говорит Писание, когда в следующий раз его увидим. Уж не говорю, если мы погрузимся в какое-нибудь безобразие, тогда у нас вообще просто будут отключаться мозговые центры, точнее, душевные центры, для того чтобы что-то понимать.

Поэтому важно все время как-то подпитываться. Прежде всего, тем, что дает богослужение. А богослужение дает пусть не все Священное Писание — это невозможно, — но дает что-то такое особенно для нас важное, что особенно важно знать. Я, кстати, хочу сказать, что особенно важно стараться читать и понимать Апостол. Потому что Апостол читается так, что если ты его читал дома и вообще знаешь, что это такое, то на слух ты будешь узнавать, а если нет, то трудно понять. Даже если бы по-русски читали, было бы трудно понять. Там не в языке дело, а в смысле. Поэтому тоже важно это понимать. Тогда мы, действительно, будем напитываться. Если мы прилагаем такое небольшое усилие, то Церковь нас очень поддерживает. А так, если этого не будет, то будут просто какие-то непонятные слова, которые и не могут действительно нас поддерживать. А за поддержкой мы будем обращаться к каким-то другим источникам. И даже если эти источники окажутся относительно приличными, на наше счастье, то все равно от Церкви это нас отведет.

Для того чтобы понимать такие таинственные вещи, нужно понимать хотя бы нетаинственные, менее таинственные. Для того чтобы понимать их, нужно все время вращаться в этих ассоциациях. Если мы на службе слушаем Евангелие, а так читаем газеты и журналы или смотрим телевизор, то мы и на службе ничего не поймем. Еще раз повторю: в чем постоянно крутятся наши ассоциации, в том мы и живем, и тем наше понимание и обуславливается. Поэтому нам может оказаться невозможно, придя в Церковь, что-нибудь понять. Или возможно, но это будет некое чудо или результат особого усилия, а, как правило, этого просто не будет, — если в обычной нашей жизни, за пределами храма, мы занимаемся какими-то пустыми разговорами, читаем пустую литературу, или даже если мы просто читаем что-нибудь по работе, но на этом и всё.

Поэтому будем улавливать те крупицы смысла, которые мимо нас пролетают или валяются даже у нас под ногами, и будем стараться не отпадать в эти всякие пустые ассоциации, которые делают нас совершенно глухими к слову Божию.

Аминь.

епископ Григорий