Праздник Покрова имеет особое значение не только для Российской Церкви вообще, но и для РПАЦ. Память св. Романа Сладкопевца; чудо Богоматери, явленное ему. Его почитание важно для нашего времени, когда прославлено много новых святых, в честь которых нужно составлять песнопения. Св. Роману молятся составляющие службы, а также церковные певчие.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем особенно любимый именно в Росси праздник, хотя он пришел к нам из Греции, — Покрова Божией Матери. В Греции этот праздник некоторое время праздновался, а потом фактически оказался забыт, и сейчас там уже не знают, что это такое, или знают, что это такой русский праздник. А на Руси этот праздник сначала был сразу заимствован, потому что Русь тогда была Митрополией Константинопольского Патриархата, мы были частью Византийской Церкви, и тамошние праздники все переходили к нам, а потом именно у нас, в России, праздник Покрова стал одним из главных праздников года. Потому что в XII веке, когда столица Руси, фактически, из Киева переехала во Владимир, то там, во Владимире, святой благоверный князь и страстотерпец Андрей Боголюбский построил замечательный, до сих пор сохранившийся храм Покрова Божией Матери, и особенно с тех пор на Руси стал так почитаться праздник Покрова. Это особый праздник покровительства Божией Матери не только всем христианам — хотя, конечно, прежде всего, в этом значение праздника и того видения, в память о котором он был установлен, — но также и праздник покровительства Божией Матери России, с тех пор, как столицей ее стал Владимир. И хотя потом столица России, в том числе церковная, из Владимира перемещалась в другие города, но владимирское почитание Божией Матери так и осталось во всей Русской Церкви.
А в нашей Церкви оно, можно сказать, опять получило новый смысл — именно в нашей Российской Церкви. Потому что оказалось, что именно во Владимиро-Суздальской земле, в городе Суздале, находится наша Митрополия и вообще центр нашей Церкви, где сейчас пребывает наш Синод и Митрополит. И поэтому, теперь получилось, что церковное возрождение России в самые последние годы идет из Суздаля, т.е. из той земли, над которой и простерся первоначально в русской земле покров Божией Матери. И потому, празднуя праздник Покрова Божией Матери мы должны помнить не только изначальный смысл этого праздника, и не только тот смысл, который предается этому празднику во всей Русской Церкви с XII века, но и особенно помнить, что этот праздник относится специально к нашей Церкви, которая имеет свой центр и как бы свое новое начало в последние годы именно на той самой земле.
Также сегодня празднуется память святого Романа Сладкопевца, который жил в VI веке, значительно раньше, чем произошло событие, которое стало предметом воспоминания в празднике Покрова. Но на русских иконах принято изображать вместе Покров Божией Матери и святого Романа Сладкопевца, держащего в руке папирусный свиток, на котором написано его знаменитое песнопение в честь Рождества Христова, которое до сих пор (хотя не целиком, а только первые строфы) остается в богослужении Рождества: “Дева днесь Пресущественного раждает”. Вообще, это была длинная поэма, она сохранилась в рукописях, но из богослужения она выпала, и остались только первые две строфы — кондак и икос. И мы знаем об этом чуде, о котором повествуется в житии святого Романа Сладкопевца, — как он молился Божией Матери, чтобы Она даровала ему слово, чтобы он мог Ее воспеть, и Она вдохновила его на эти стихи. Эти два чуда оказались объединены в одном дне, и поэтому возникла такая русская икона, где они тоже объединены.
Для нашего времени почитание св. Романа Сладкопевца тоже особенно важно. Конечно, богослужебная поэзия, одним из отцов которой является преподобный Роман, живший в VI веке, была важна во все эпохи, и до св. Романа Сладкопевца, но особенно в его время и позже. Но для нашего времени она, может быть, приобретает особую важность. Потому что в наше время оказывается, что Церковь прославляет очень много новых святых, и им составляются службы. Конечно, во все века составлялись службы новым святым,но в наше время эта потребность усилилась — прежде всего, конечно, потому, что в ХХ веке было очень много новомучеников и исповедников, прежде всего в России, но не только; они были и в Греции, и в Румынии, где страдали от еретиков-экуменистов. И вот, всем им нужно составлять службы. Так же были святые, которые не приняли мученичества физически, но все равно восприяли равный венец, потому что были истинными подвижниками в наше время всеобщего отступления и были защитниками православия, потому что в ХХ веке не может быть подвижника, который не был бы защитником православия от ереси экуменизма, самой главной ереси нашего времени. Все Истинно-Православные Церкви, в том числе и наша, прославляют таких святых, и конечно, прежде всего в этом ряду оказывается святитель Филарет, митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский, который умер совсем недавно, в 1985 году. Его жизнь была поистине святая, и это был великий иерарх, который защищал Церковь от ереси экуменизама, и в 1998 году его мощи явились нетленными. И вот, всем этим новым святым составляются службы, в том числе и в нашей Церкви, и все церковные поэты, те, кто составляют церковные службы, молятся святому Роману Сладкопевцу для того, чтобы он их вдохновил и ходатайствовал перед Матерью Божией о том, чтобы Она подала дар составления божественных служб, как в свое время Она дала его самому Роману Сладкопевцу.
Но конечно, не только те, кто сами составляют церковные службы, особо почитают св. Романа Сладкопевца. Ему всегда молятся те, кто поет на клиросе, т.е. все чтецы и певцы церковные, особенно певцы, тоже особо празднуют память св. Романа, и это, можно сказать, их профессиональный праздник, если использовать применительно к праздникам духовным светское выражение. То есть можно сказать, что сегодня можно поздравить наш клирос с профессиональными именинами.
Господь да подаст нам пользоваться теми дарами духовными, которые мы уже получили, — для того, чтобы не получить осуждения того, кто получил один талант, но зарыл его в землю, и для того, чтобы Господь, видя, что мы используем во благо то, что Он нам уже дал, подавал нам и все следующее, что нам потребно для спасения нашей души. Аминь.