Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Феодоровская икона — икона царской семьи; царь Николай II отличался особым безгневием; гнев — страсть самая быстрая; о прямых проявлениях гнева; сновидения как признак гнева; злопамятство как разновидность гнева; завить —следствие гнева; как с ними бороться; печаль тоже бывает от гнева; но бывают печаль и раздражительность по физиологическим причинам.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы продолжим говорить о восьми главных греховных страстях, и третья из них — страсть гнева. Как раз символично об этом говорить именно сегодня, потому что сегодня совершается память Феодоровской иконы Божьей матери, которая представлена одним списком в нашем храме. Эта икона стала особо почитаться после того, как ею благословили Михаила Романова на царство в Костроме в 1613 году, после чего она стала фамильной святыней дома Романовых (в честь нее некоторые императрицы получали отчество “Феодоровна”), и, безусловно, ее очень почитал царь-мученик Николай II. Он устроил в честь нее Феодоровский собор в Царском Селе и выстроил Федоровский городок вокруг этого собора, который был частью царской резиденции.

Царь Николай II особо отличался тем, что был негневлив, умел не поддаваться страсти гнева. И естественно в такой день поговорить о том, как побеждать эту страсть, страсть гнева.

Итак, что такое гнев. Гнев, как говорят святые отцы, страсть самая быстрая, потому что мы совершенно не успеваем за собой уследить, как уже разгневались и совершили какие-то поступки под воздействием гнева. Люди склонны замечать за собой, что они подвержены страсти гнева, но считают, что здесь ничего поделать нельзя, мол, у меня такой характер. Обычно это просто констатация факта, что, действительно, такой характер, и с ним ничего поделать нельзя. Но это совершенно безбожное утверждение. Может существовать предрасположенность к гневу, и вот с этой предрасположенностью, действительно, ничего сделать нельзя. Но можно не впадать в страсть, если над собой специально работать — так говорит христианская аскетика. Зная за собой предрасположенность к гневу, ты будешь более безгневен, чем какие-то другие люди, и сможешь стяжать какие-то добродетели благодаря необходимости особо бороться в себе именно с этой страстью.

Что же такое страсть гнева и как с ней бороться? Конечно, когда уже произошел приступ моментального гнева, тот нет никаких возможностей с ним бороться — мяч пропущен. Но нужно, во-первых, думать, что осталось после этого приступа гнева, и с этим можно много что сделать. Во-вторых, нужно думать о том, чтобы этого не происходило в дальнейшем. На самом деле, поддадимся мы гневу или нет, в большей мере зависит от того, как мы до этого жили, и чем мы вообще в жизни интересуемся.

Когда страсть гнева нас достигает, то оказывается, что она не только быстрая, но и долгая, так как подолгу может от нас не уходить. Причем, когда она в нас “застревает”, то может действовать в нас по-разному.

Прежде всего, есть один признак, по которому можно узнать, что в нас сидит серьезная страсть гнева.Если нам снится, что нас кто-то преследует, и вообще снятся всякие кошмары, акты агрессии, при этом мы можем и сами быть во сне жертвой этой агрессии, то это означает, что это наша собственная страсть гнева не дает нам покоя. Об этом писали святые отцы, но и с точки зрения психологии это тоже так. Человеческая природа такова, что в сновидениях проявляются те страсти, которые нас мучают. А наяву мы можем сами не понимать, почему нам все не нравится, нас все раздражает, нам неприятно что-то. На самом деле в этом виновата страсть гнева. И другие страсти могут заставлять нас раздражаться, но чаще всего именно гнев. Наша агрессия, которая должна быть направлена на что-то хорошее — на то, чтобы познавать мир, защищать того, кого надо защитить и, прежде всего, себя от своих собственных страстей, — направлена совсем не в эту сторону и становится гневом. Только в таком случае естественная и жизненно необходимая нам агрессивность становится греховной.

Во-вторых, гнев проявляется в злопамятстве. По статистике к этому больше склонны женщины, хотя я ничего особо плохого не хочу сказать про них. Примерно так же, как мужчины больше склонны к пьянству. Борьба со злопамятством, конечно, не означает, что надо бороться с собственной памятью. Память иметь надо хорошую, и нередко даже на то, что люди нам сделали злого, но одно дело помнить какие-то конкретные поступки по отношению к нам, и совсем другое — недуговать страстью злопамятства, которая является формой страсти гнева. Злопамятство нас отравляет, оно не позволяет нам относиться к людям просто, оно отравляет нас, как какая-то гниль.

Как же бороться со злопамятством? Просто ждать, пока само пройдет, не получится — оно может не пройти, а через какое-то времястанет частью нашей натуры, и мы перестанем замечать его. И когда оно скроется от нашего наблюдения, углубится в нашей душе, тогда станет еще хуже. Но как же с ним бороться? Надо по отношению к человеку, против которого у тебя затаилось злопамятство, делать что-то хорошее. Если это невозможно по причине, например, территориальной удаленности, то сделать что-то хорошее другим людям, но с мыслью о нем. И уж, по крайней мере, не позволять себе думать над тем, какой он плохой. Категорически нельзя допускать себя до разговоров, потому что часто злопамятство проявляется в том, что мы с кем-то третьим, “отводя душу”, начинаем обсуждать этого человека, к которому испытываем злопамятство. Мы стараемся выложить о нем как можно больше, особенно, если наш собеседник про этого человека спрашивает или сам скажет какую-нибудь гадость. И вот тогда мы испытываем огромное моральное удовлетворение от этого разговора, а наш собеседник становится родственной душой, потому что ни в чем люди так хорошо не сходятся друг с другом, как в каком-нибудь злом деле. Злословить людей, в отношении которых у нас злопамятство — одна из любимых тем общения.

Еще одно проявление страсти гнева, которое является очень опасным, потому что не имеет непосредственного проявления, как другие, — это зависть. Прямые проявления гнева — это когда мы на кого-то раздражаемся и сердимся, злопамятствуем. Но есть измененная форма гнева, при которой мы, может быть, даже думаем, что хорошо относимся к человеку, — это зависть. В этом случае зависть не является какой-то самостоятельной, фундаментальной страстью, а является проявлением страсти гнева. Как мы можем заметить, что у нас к какому-то человеку зависть? Самое грубое проявление зависти — это когда нас радует чужая неудача. Второй тип проявления, более тонкий, но сходный с этим и тоже достаточно грубый — когда нас не радуют чужие успехи. Обычно причина этому именно в зависти. Это все грубые проявления зависти.

Есть менее грубые проявления, но тоже очень и очень распространенные. Это когда нам начинает казаться, что все этот человек делает — плохо, что ничего хорошего от него быть не может. Эта страсть часто заставляет нас необъективно относиться к его каким-то делам, планам, поступкам, предложениям и так далее. Нам кажется, что мы серьезно анализируем, что действительно находим какие-то недостатки, причем, на самом деле, может, и находим их, потому что редко в чем мы не можем найти недостатки. Но дальше мы делаем из них сокрушительные выводы. Если мы видим какие-то отдельные недостатки и правильно их оцениваем, то мы имеем право предложить человеку отнестись к ним критически и сказать, что это мелочи, которые не влияют на общую оценку. Но нам кажется, что если там такие недостатки, то тогда вообще ничего хорошего уже не найти, и все, что он предлагает — глупости, измена и предательство. Обычно в такой ситуации мы находим самые уничижающие, но обязательно глобальные характеристики. Сразу же обобщаем, не замечая хорошее, но генерализируя все плохое. Обобщаем все плохое, что заметили, но также добавляем то, что придумали сами, и чего на самом деле не было.

Вот с такой завистью бороться трудно. Но что тут можно сделать? Во-первых, стараться с более холодной головой оценивать все предложения, дела вообще всех людей, не взирая на лица, то есть не стараясь представить чем-то более хорошим предложение того человека, который нам нравится, и, соответственно, чем-то более плохим предложения того человека, который нам не нравится. Надо стараться не смотреть на автора, а смотреть только на само дело и только его оценивать. Это помогает, но не очень. Но пользоваться этим приемом надо.

Несколько больше помогает другой метод. Если мы знаем за собой неравнодушное отношение к этому человеку (плохое, если мы говорим о зависти, а если говорим о блуде, то это отношение “хорошее”), то мы должны вообще стараться избегать давать оценки тому, что он делает. Но бывает, что избежать этого никак нельзя, и тогда мы должны с очень большой осторожностью делать всевозможные поправки на наше пристрастие. Вот и получается, что важнейшим проявлением страсти гнева является зависть.

Еще проявлением страсти гнева бывает постоянная печаль, потому что когда мы хотим что-то сделать в гневе, но нам это не удается, то большая гневная энергия оказывается нереализованной и разрушает нас изнутри. Это неприятное состояние, которое стимулируется страстью печали. Не все люди одинаковые, далеко не все так устроены. Обычно так устроены те, кто менее расположен к страсти блуда, а менее расположенные к страсти гнева нередко более расположены к страсти блуда. Не надо думать, что если у меня нет страсти гнева, то у меня все хорошо. У каждого есть все восемь страстей. Обычно все плохое, что может быть в человеке, есть у каждого, но в разных пропорциях и в разных конфигурациях. Поэтому не у всех страсть гнева является такой вот определяющей и важной. Но что надо делать, чтобы избегать страсти гнева, тем, кто подвержен именно этой страсти в особенности?

Если мы чувствуем за собой раздражение и склонность к гневным припадкам, то надо ввести нормы контроля над собой. Надо запрещать говорить себе что-либо, когда что-то не нравится. Это вообще хорошее правило для всех: если что-то не нравится, то не сразу высказываться по этому поводу, а, во-первых, смотреть нужно ли это высказывание в принципе, так ли оно необходимо. Если все-таки окажется, что необходимо, а таких случаев достаточно мало, то сделать это как можно позже. Обычно мы начинаем высказываться сразу же, как только нам что-то не нравится, даже не думая о том, спрашивают ли нас. А если спрашивают, то отвечаем в таких объемах, что не думаем, нужен ли наш ответ на самом деле. В тех случаях, когда высказаться действительно нужно, для нас должно быть первое правило — сделать это как можно позже, стараться затянуть этот момент. Ну а когда надо все-таки давать ответ, то сделать это максимально аккуратно, как можно менее эмоционально и с оговорками. И самое главное — не принимать никаких решений, если ситуация возникла только что. Каждая ситуация требует от нас какого-то решения, но пусть она подождет. Это полезный совет вообще для всех, а для тех, кто склонен к страсти гнева, у которых она преобладает, — обязательная заповедь. Для них это правило жизненно важно. Для всех у нас должны быть в какой-то степени разные правила, которых мы должны держаться в жизни, потому что должны быть разные приоритеты, соответствующие нашему устроению.

Еще надо стараться наше повседневное поведение регулировать какими-то правилами, отличными от тех, которыми мы хотели бы его регулировать. Например, мы знаем, что мы должны на какого-то человека реагировать дружелюбно, но нам совершенно этого не хочется, потому что человек нас раздражает. Может быть, даже не человек раздражает, а раздражает сама необходимость на кого-то как-то реагировать. Но мы должны совершенно не обращать внимания на то, что нам хочется, а действовать так, как необходимо — дружелюбно. В мирской жизни примеров тому масса. Например, все работники сферы обслуживания обязаны быть вежливыми с клиентами. Я уже не говорю о работниках магазинов, но даже у стюардесс в самолетах бывают такие клиенты, которых иногда очень хочется задушить и выбросить за борт. Но обращаться надо с ними совершенно по другим правилам, и это приносит большую душевную пользу. Конечно, это еще не делает нас христианами. Но, если мы ограничим в себе таким внешним образом страсть гнева, то это даст нам внутри некое свободное пространство, которое мы смогли бы наполнить чем-то другим вместо гнева. Чтобы в нас произошли глубокие изменения (а это является целью жизни любого христианина), надо начинать работать над тем, чтобы происходили изменения не глубокие, а самые что ни на есть мелкие. Для этого надо просто обуздать, ограничить какие-то плохие проявления страстей, а если это не удается, то хотя бы их убавить. И освободившееся место занять чем-то более хорошим или, по крайней мере, менее плохим. Так, постепенно, мы должны бороться с гневом.

Теперь я хотел бы подытожить — что показывает нашу приверженность к гневу? Во-первых, это общая раздражительность или гневные припадки, которыми далеко не все страдают и даже не большинство. Кроме этого, приверженность к страсти гнева показывают наши сновидения, если в них происходит что-то такое страшное, агрессивное. Это верное проявление гнева. Наяву после ночных кошмаров мы должны вспомнить: а сами-то мы ни на кого не гневаемся, никого не мучаем? Если перестанем мучить наяву или в дневных мечтах, то и ночные кошмары нас тоже оставят. Зависть тоже является признаком гнева. Огромное количество человеческих отношений в мире основано на зависти, но с миром мы ничего поделать не можем, а с собой можем, со своими собственными взаимоотношениями с другими людьми. Надо стараться подозревать самого себя в зависти и принимать все осторожно, чтобы вести себя противоположно этой страсти. И, наконец, печаль, которая отравляет наше существование.

Мы не можем понять, почему меняется наше настроение, а оно может меняться по целому ряду причин, и не все из них подлежат вот такой аскетической коррекции, потому что причины могут быть физиологическими. Например, нарушение гормонального фона — у диабетиков или при нарушении функций щитовидной железы — могут быть причиной смены настроения. С этим ничего поделать нельзя, а надо понимать, что пока не удается как-то уравновесить состояние с помощью лекарств и времени, смотреть на себя нужно как на больное общественно-опасное животное, у которого приступ пройдет, а пока он не прошел, ограничить все контакты. Но очень часто такая печаль примешивается ко всему и является проявлением нашей собственной агрессии, которую мы не можем направить так, как хотим, то есть дать проявиться нашему гневу. Гнев — это агрессия в неправильном направлении, которая возвращается к нам и отравляет нам жизнь. Здесь тоже надо работать над собой. Конечно, бывают всякие психические заболевания, но для большинства людей гнев является одной из основных страстей, которая сопровождает всю жизнь, действует повсюду. И нужно уметь узнавать гнев и побеждать его.

Аминь.