Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем воспоминание Входа Господня во Иерусалим, и в этом наш сегодняшний праздник. Хотя все евангелисты рассказывают об этом событии, и рассказывают по-разному, но подробно рассказывает только Иоанн, у которого и видно, что эта встреча была прямым следствием того, что Он воскресил Лазаря. Другие евангелисты ничего о воскрешении Лазаря не говорят. Между тем, то, что рассказывает Иоанн, ближе всего к тому, что было на самом деле исторически, как многие считают. Что же было?

Сначала Христос подходит к Иерусалиму и рядом с ним, еще не входя в Иерусалим, воскрешает Лазаря. Дальше Он входит, и Его встречают как Мессию – евангелисты говорят, что исполнились слова давнего пророчества Иакова, и пророчества Захарии о том, как придет Мессия. Именно поэтому Он сидит на жребяти, то есть на осленке – так пророчествовал Захария. Его так же встречают как победителя, и согласно Евангелия от Луки, Он входит прямо в Храм.

Что происходит дальше? Дальше наше богослужение  все воспоминания, которые будут приходиться на Страстную седмицу, очень сжимает. Но в повествовании от Иоанна довольно хорошо видно, что там времени гораздо больше проходит, и не одна неделя, а две. Это же подтверждает Иосиф Флавий, который рассказывает о Христе в «Истории иудейской войны» в ее самой первой редакции, которая сохранилась только на славянском языке, и он говорит об этом подробнее. Что происходит дальше?

Дальше Он уходит в уединенное место с учениками, и опять об этом говорит только Евангелие от Иоанна, и там совершает вечерю, которая совершенно точно отличается от вечери, описанной у других евангелистов. У Иоанна ничего не говорится о преломлении хлеба и вине, зато у других евангелистов ничего не говорится об омовении ног. Видимо, это были разные события в совершенно разных местах. Вот что же происходит на той Вечере, которая описывается у Иоанна, которая является прямым продолжением сегодняшнего события?

Во-первых, там происходит чин омовения ног. Это специальный чин, и, по всей видимости, он связан с возведением учеников на степень священства. Они становятся священниками нового священства. И особенно там становится ясно для тех, кто читает внимательно – это возлежание возлюбленного ученика, имя которого не называется, на персях Учителя. Это именно чин, а не просто какое-то случайное событие, о чем мы можем точно заключить по Книге Юбилеев. Там это неоднократно совершается разными людьми, когда умирающий глава и патриарх определяет себе наследника. И вот перед Своей смертью Иисус назначает возлюбленного ученика Своим приемником таким образом.

Какой смысл этой вечери нам открывается? Смысл тот, что вместо старого священства устанавливается новое, и ученики становятся священниками. В современных терминах мы бы сказали, что епископами, но тогда не было таких сложных терминологий. И вот так устанавливается новая Церковь: приходит Мессия, который заявляет о Себе воскрешением Лазаря, воскрешением такого мертвого, которого никогда раньше никто не воскрешал, удостоверяя тем самым Свое Собственное Воскресение, и устанавливает вместо того священства в Храме, которое было, новое. Таким образом устанавливается будущая христианская Церковь.

Другие евангелисты рассказывают несколько о других событиях, о них мы будем вспоминать на Страстной Седмице. А сейчас надо настраиваться на то, чтобы не спрашивать себя каждый момент: а зачем мне это знать? Конечно, ответы на эти вопросы есть, имеют смысл, они хорошие, но сейчас много будет говориться об этом на богослужениях вплоть до Пасхи, а то самое главное, что когда-либо происходило на земле, важнее нам просто запомнить, нежели постараться как-то рационализировать, сделать какие-то выводы, которые поневоле будут достаточно поверхностными. Надо постараться больше в себя впитать приобщением к тем событиям, которые начались вчера Лазаревой субботой, продолжись сегодня Входом Господним во Иерусалим и продолжатся еще другими событиями на Страстной седмице.

Будем стараться все запоминать – запоминать не только головой, но как-то всем организмом, и запоминать, конечно, молитвенно. Чем больше мы сможем это впитать, чем больше и прочнее это будет нами усвоено, тем более христианская жизнь у нас будет дальше, когда закончатся эти дни.

Всегда, когда мы куда-то идем, мы должны думать: что я из этого вынесу? Будь то театр, будь то церковь, будь то гости, будь то просто прогулка – мы идем на какое-то короткое время. И мы хотим провести время так, а не иначе для того, чтобы это как-то изменяло нашу жизнь. И если мы об этом не думаем, то мы очень неправы. А если мы об этом думаем, то мы должны себя спросить: что это мне дает и как?

Вот общий ответ относительно всех богослужений, которые нам предстоят до Пасхи, один: это мне дает приобщение к христианству, чтобы оно было у меня внутри, чтобы я мог это носить с собой всегда, чтоб оно у меня стало не οn-line, когда я прихожу в церковь и подключаюсь, так сказать, а чтобы это было и оff-line. Чтобы это была уже инсталлированная программа во мне, которая всегда со мной будет, независимо от того, куда меня занесет. Главное, что меня уже далеко не занесет, если она со мной будет. И если уж продолжать эту метафору, то будем стараться «загрузить» в себя христианство максимально.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)